Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Феодосия Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 22 июня 2021 года, на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 03 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Джой Н.М. к Администрации города Феодосия Республики Крым о признании постановления органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Джой Н.М. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 09 сентября 2020 года N 2531 "Об отказе гражданину Российской Федерации Джой Н.И. в предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения прав"; обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка в аренду, общей площадью 285 +/- 6 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 03 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Феодосии Республики Крым 09 сентября 2020 года N 2531 "Об отказе гражданину Российской Федерации Джой Н.М. в предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав"; возложена обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым, с учетом установленных судом обстоятельств, повторно рассмотреть заявление Джой Н.И. от 15 июля 2020 года о предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 285 кв.м, по адресу: "адрес" для обслуживание кафе "Джой"; возложена обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также Джой Н.М. об исполнении решения суда по административному делу; взыскано с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Джой Н.М. 300 рублей в счет уплаты государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2021 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 03 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Администрация города Феодосия Республики Крым выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением главы Щебетовского поселкового совета N214 от 17 декабря 2001 года частному предпринимателю Джой Н.М. разрешен сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка под строительство и обслуживание кафе - летней площадки, общей площадью 0, 0072 га, в п. "адрес" напротив причала прогулочных катеров за счет земель Щебетовского поселкового совета и в связи с утвержденным проектом застройки прибрежной зоны п. Курортное, для последующего предоставления земельного участка в долгосрочную аренду.
Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета N131 от 14 октября 2002 года разрешена реконструкция кафе/двухэтажное кафе с комплексом обслуживания, расположенного по адресу: "адрес" в районе центрального причала.
Письмом от 17 апреля 2003 года N142 начальник Феодосийского участка Госинспекции охраны Черного моря не возражает против отвода указанного земельного участка.
Решением 24 сессии 24 созыва Щебетовского поселкового совета N97 от 30 марта 2004 года внесены изменения в пункт 1 решения 18 сессии 24 созыва N552 от 30 сентября 2003 года: "на расширение кафе "Джой" с комплексом обслуживания, и считать общую площадь земельного участка 0, 0254 га. В пункте 2 указано на составление договора аренды с Щебетовским поселковым советом на земельный участок 0, 0254 га.
01 апреля 2004 года между Щебетовским поселковым советом, как арендодателем, и административным истцом, как арендатором, заключен договор аренды земли N5, по условиям которого арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок, расположенный в "адрес", сроком на 49 лет до 01 апреля 2053 года, зарегистрированный в Феодосийском городском отделе Крымского регионального филиала "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины", о чем в Госреестре земель составлена запись от 29 апреля 2004 года за N
Решением 14 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от 01 июня 2007 года N756 субъекту предпринимательской деятельности Джой Н.М. разрешен сбор материалов предварительного согласования места расположения земельного участка, площадью 0, 0031 га, расположенный в "адрес", в дополнение к земельному участку, площадью 0, 0254 га и общую площадь считать 0, 0285 га для обслуживания кафе с последующим предоставлением в аренду.
Решением 18 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от 08 ноября 2007 года N1000 внесены изменения в решение 14 сессии 5 созыва от 03 февраля 2006 года "О разрешении на сбор материалов предварительного согласования на дополнительный земельный участок СПД Джой Н.М. в пункт 1 вместо слов "сбор материалов предварительного согласования земельного участка", читать "составление технической документации на земельный участок" и дальше по тексту.
На основании договора N64ю/11-07, заключенного 21 ноября 2007 года между Джой Н.М. и "Феодосийская товарная биржа", составлена техническая документация по землеустройству по оформлению договора аренды на земельный участок для коммерческого использования (обслуживания кафе), расположенного по адресу: "адрес"
12 мая 2008 года согласован и подписан акт установления и согласования границ земельного участка в натуре.
Решением 47 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от 02 апреля 2010 года N2539 утверждена техническая документация ФЛП Джой Н.М. по оформлению договора аренды на земельный участок, площадью 0, 0285 га, в п. Курортное, ул. Напбережная, 1 для обслуживания кафе и передан земельный участок, площадью 0, 0285 га, в аренду сроком на 49 лет, с кадастровыми номерами N, общей площадью 0, 0285 га, код целевого использования земельного участка согласно УКЦИЗ 1.11.6 - для коммерческого использования, в том числе по угодьям: застроенные земли (34) - 0, 0285 га, земли коммерческого использования (42) - 0, 0285 га, за счет земель Щебетовского поселкового совета, входящих в категорию жилой и общественной застройки.
Согласно пункту 4 Решения обязано Джой Н.М. исполнить обязанности землепользователя соответственно требованиям статей 91, 101-104 Земельного кодекса Украины. В 6-ти месячный срок получить документы, удостоверяющие право земельный участок.
17 мая 2010 года между Щебетовским поселковым советом и физическим лицом Джой Н.М. заключен договор аренды N282 земельного участка, общей площадью 0, 0285 га, на срок 49 лет. Согласно пункту 44 Договора договор вступает в силу после подписания сторонами и его государственной регистрации. При этом из указанного договора следует, что он в Феодосийском городском отделе Крымского регионального филиала ГП "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины" зарегистрирован не был.
30 сентября 2010 года составлен акт установления и согласования границ земельного участка в натуре.
На основании договора N214ф/09-10, заключенного 30 сентября 2010 года между Джой Н.М. и "Феодосийская товарная биржа", составлена техническая документация по землеустройству по составлению документов, которые удостоверяют право аренды на земельный участок гр. Украины ФЛП Джой Н.М. для коммерческого использования (обслуживания кафе), расположенного по адресу: "адрес" площадь 0, 0285 га, кадастровый номер N
Решением 55 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от 15 октября 2010 года выдано разрешение на составление проекта землеустройства по упорядочению земельных участков с кадастровыми номерами (N, площадью 0, 0259га, N, площадью 0, 0007 га, N, площадью 0, 0018 га) в один, площадью 0, 0285 га, расположенного по адресу: "адрес", для обслуживания кафе "Джой".
18 ноября 2010 года составлено заключение N02-02/836 о возможности целевого использования земельного участка, утвержденное начальником управления архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Феодосийского городского совета.
02 сентября 2011 года решением 12 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета N376 внесены изменения и дополнения в решение 47 сессии 5 созыва от 02 апреля 2010 года N2539 в пункт 2 вместо слов "... УКЦИЗ 1.11.6. для коммерческого использования... " следует считать в следующем контексте "... КВЦПЗ секция ВОЗ.03.08 - для строительства и обслуживания объектов туристической инфраструктуры и заведений общественного питания... " и продлить срок действия решения до 02 сентября 2012 года. Остальной текст решения считать без изменений.
10 февраля 2012 года решением 20 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета N634 внесены изменения и дополнения в решение 47 сессии 5 созыва от 02 апреля 2010 года N2539 в части кадастрового номера, в место слов "... кадастровые номера N.." читать "... кадастровый номер N.". Остальной текст оставить без изменений и продлить данное решение до 10 июля 2013 года. В решение 12 сессии 6 созыва Щебетовского поселкового совета N376 - в пункте 1 вместо слов "... 02 сентября 2012 года" читать "... 02 сентября 2012 года". Срок решения продлен до 10 июля 2013 года.
05 сентября 2012 года Отделом землеустройства и топогеодезических работ Феодосийской товарной биржи составлено задание на выполнение работ по разработке технической документации.
На земельном участке расположено здание кафе, находящееся в собственности истца на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество серии САА N от 24 июня 2004 года, зарегистрированного в Феодосийском межгородском бюро регистрации и технической инвентаризации.
26 сентября 2012 года получено заключение о согласовании технической документации по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок для коммерческого использования (обслуживание кафе).
15 июля 2020 года Джой Н.М. обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о переоформлении или завершении прав на спорный земельный участок. Указанное заявление зарегистрировано административным ответчиком 15 июля 2020 года под вх. N01-02/25/166, в котором он просил предоставить на праве аренды земельный участок по адресу: "адрес", площадью 285 кв.м, кадастровый номер N, на основании статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК), с учетом решения 55 сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 15 октября 2010 года N2792.
К заявлению были приложены: копия решения 55 сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 15 октября 2010 года N2792, копия кадастровой выписки на земельный участок, копия паспорта заявителя, копия свидетельства о праве собственности от 24 июня 2004 года, копия плана установления границ, копия выкопировки из дежурного кадастрового плана, копия доверенности на представителя.
Постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 09 сентября 2020 года N2531 "Об отказе гражданину Российской Федерации Джой Н.И. в предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав" Джой Н.М. отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что решением 47 сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от 02 апреля 2020 года N2539 Джой Н.М. была утверждена техническая документация по оформлению договора аренды на земельный участок площадью 0, 0285 га в п. Курортное, Набережная, 1, для обслуживания кафе, что не соответствует Порядку переоформления прав или завершению оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что доводы о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду по основаниям утверждения технической документации решением 47 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от 02 апреля 2010 года N792 не могут служить основанием для отказа, поскольку решением 55 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от 02 апреля 2010 года N792 Джой Н.М. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по упорядочению земельных участков с кадастровыми номерами (N) в один, площадью 0, 0285 га, указанное решение является не исполненным, документация по землеустройству не утверждена. Каких-либо иных оснований для отказа оспариваемое постановление не содержит.
Судебная коллегия выводами суда первой и апелляционной инстанции соглашается в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно абзаца 2 части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.
Согласно пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьями 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 14, статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131- ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статьи 23 указанного Закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым N54-ЗРК от 21 августа 2014 года "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок завершения оформления прав на земельные участки, оформление которых было начато до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлен законодательством Республики Крым.
Пунктом 9 статьи 3 Закона N38-ЗРК установлено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона N38-3PK установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Частью 7 статьи 13 Закона N38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона N38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N313).
Пункт 1 Порядка N313 устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона N38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Судом первой инстанции верно установлено, что в данном случае таким документом является решение 55 сессии 5 созыва Щебетовского сельского совета города Феодосия от 15 октября 2010 года N2792 "О даче разрешения на составление проекта землеустройства по упорядочению земельных участков для обслуживания кафе "Джой" ФЛП Джой Н.М.".
Пунктами 5-7 Порядка N313 установлено, что возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган, в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем;4) ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1-4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона (пункт 12 Порядка N313).
Вместе с тем, основания к отказу, определенные законодательством субъекта Российской Федерации, не ограничивают и не могут ограничивать применение норм федерального законодательства, которые, в частности применительно к предмету спора, влияют на вопросы предоставления земельных участков в аренду (чем является завершение оформления прав по Порядку N313), в том числе Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что правовой режим земельного участка при предоставлении его в аренду различен в зависимости от цели предоставления в аренду.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
Частью 6 статьи 13 Закона N38-ЗРК установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей.
Основанием для отказа Джой Н.М. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка являлось указание на то, что на заявленном виде прав не допускается, так как утверждена техническая документация.
Статьей 13 Закона N38-ЗРК предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, в том числе является наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 06 апреля 2021 года N24525/18 в ЕГРН не содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Феодосия, п. Курортное, ул. Напбережная, 1.
Таким образом, из имеющихся документов не следует, что в отношении земельного участка площадью 0, 0285 га по адресу: г. Феодосия, п. Курортное, ул. Напбережная, 1, имеется решение об утверждении документации по землеустройству, а также регистрация права на земельный участок в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Доказательств невозможности предоставления земельного участка на заявленном виде права (в аренду) не представлено, с учетом принадлежащей недвижимости административному истцу и договора аренды от 2004 года.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 03 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 августа 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.