Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санникова А.Б. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю о перерасчете и взыскании недоплаченной части пенсии, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю, поступившей с делом 12 марта 2021 г, на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 3 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Санников А.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю (далее УФСБ России по КК) о перерасчете и взыскании недоплаченной части пенсии, в котором просил суд обязать УФСБ России по КК произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2013 г, и выплачивать ее с учетом надбавки за выслугу лет в размере 50% от оклада денежного содержания, а также взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную часть пенсии за выслугу лет за период с 1 января 2013 г. по 30 августа 2020 г. в размере 448 054, 72 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 3 сентября 2020 г. исковые требования Санникова А.Б. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить оспариваемые судебные акты и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Санникова А.Б. в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных выплат является прерогативой законодателя. С 1 января 2012 г. по 30 августа 2020 г. размер пенсии истца постоянно повышался, несмотря на изменение процентной надбавки за выслугу лет с 50% до 25%. Новое правовое регулирование не повлекло снижение достигнутого уровня пенсионного обеспечения истца. Кроме того, в решении суда отсутствует оценка, на основании которой судом была удовлетворена сумма иска, рассчитанная истцом 448 054, 72 руб, а не пенсионным подразделением Управления 405 261, 84 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно письменного ходатайства, поступившего в суд кассационной инстанции представитель УФСБ России по КК - Вакулин Е.В. просил о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Санников А.Б. с 1 августа 1990 г. проходил военную службу по контракту и приказом ФСБ России от 15 марта 2010 г. был уволен с военной службы в запас по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с организационно-штатными мероприятиями. Так как на момент увольнения с военной службы его выслуга для назначении пенсии на 1 января 2010 г. составила: 20 лет 5 месяцев 11 дней, из которых календарная выслуга - 19 лет 5 месяцев и льготная выслуга - 1 год 11 месяцев, то в соответствии с подпунктом "а" части 2 статьи 5, подпункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, в УФСБ России по КК с 1 мая 2010 г. истцу была назначена пенсия за выслугу лет. При определении размера пенсии, подлежащей выплате, Санникову А.Б. была установлена надбавка за выслугу лет в размере 50% от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по 31 декабря 2012 г. включительно.
В мае 2020 года истец обратился в УФСБ России по КК с заявлением о перерасчете размера пенсии, в связи с тем, что пенсия с 1 января 2013 г. Санникову А.Б. выплачивалась в меньшем, чем ему причитается размере, так как в порядке части 6 статьи 12 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрена надбавка за выслугу лет для категории лиц, к которым относится Санников А.Б, в размере 50% от оклада денежного содержания.
В удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии истцу было отказано, мотивировав тем, что нормативно правовой акт, в соответствии с которым имелась бы возможность при перерасчете пенсии за выслугу лет судьям применять размер процентной надбавки за выслугу лет, установленный пунктом 6 части 13 статьи 2 ФЗ "О статусе военнослужащих", отсутствует.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Санникова А.Б. о признании права на повышенный размер пенсии, ее перерасчете и взыскании невыплаченной части пенсии по выслуге лет за период с 1 января 2013 г. по 30 августа 2020 г. в размере 448 054 руб. 72 коп, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужа-щих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции до 1 января 2012 г, Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сделал вывод о наличии правовых оснований для признания за Санниковым А.Б. права на перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из размера выслуги лет, составлявшего до 1 января 2013 г. - 50 процентов.
При этом суд исходил из того, что в отношении пенсионеров из военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона), в связи с чем пришел к выводу о том, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов.
С 1 января 2012 г. произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-I (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011г. N309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I.
Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N342-ФЗ такое регулирование дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона N306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N309-ФЗ, действующая во взаимосвязи с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I, закреплено, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N309-ФЗ за ними сохраняются размеры пенсий, установ-ленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", что прежде всего направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров, включая пребывающих в отставке судей военных судов, которым назначена пенсия за выслугу лет на основании названного Закона Российской Федерации.
Таким образом, установив, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ, суды обоснованно пришли к выводу о том, что уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1 января 2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет пенсионерам из числа военных судей противоречит положениям приведенных норм материального права, и ставит военных судей в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, что нарушает конститу-ционный принцип, закрепленный в статьях 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Довод кассационной жалобы, что судом не мотивированно был взят за основу расчет доплаты пенсии, представленный истцом, не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик расчет, представленный истцом не оспаривал, указанный расчет был проверен судом первой инстанции, признан арифметически верным, основанным на имеющихся в материалах дела справках.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 3 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2020г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управлению Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.