Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтовой Л.Л. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, по кассационной жалобе Войтовой Л.Л. на решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Войтова Л.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону (далее ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону) об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что на основании решения ГУ УПФР Кашарского района Ростовской области с 1 августа 2017 г. она является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 11 527 руб. При переезде в январе 2018 года в г. Ростов-на-Дону, после передачи пенсионного дела в ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону размер ее пенсии необоснованно уменьшен до 8 488 руб. Войтова Л.Л. неоднократно обращалась к должностным лицам УПФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону по вопросу необоснованного уменьшения пенсии. Доказательствами того, что она обращалась по перерасчету пенсии, являются ответные письма должностных лиц УПФР, из которых следует, что в целях увеличения размера пенсии и выбора наиболее выгодного варианта исчисления пенсии ГУ УПФ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону осуществлен запрос в Пенсионный Фонд Донецкой народной республики (ДНР) о предоставлении сведений о среднемесячном заработке за период работы с 1 сентября 1980 г. по 30 апреля 1990 г, однако в течение 10 месяцев в Управление Пенсионного фонда ДНР какого-либо запроса о предоставлении указанных выше сведений не поступало.
Истец была вынуждена лично обращаться за получением справки о заработной плате в Управление Пенсионного фонда ДНР и после предоставления ответчику 25 сентября 2019 г. справки, в сентябре 2019 г. ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону в целях проверки указанных сведений, направил соответствующий запрос о размере заработной платы за период с 1980 г. по 1990 г. в Управление Пенсионного фонда ДНР. После поступления запрашиваемых сведений о заработной плате, ответчик пересчитал размер ее пенсии с учетом заработка за период с 1 апреля 1987 г. по 30 апреля 1992 г. Размер пенсии с 1 октября 2019 г. составил 12 702, 13 руб, а с 1 января 2020 г. с учетом индексации 6, 6% - 13 540, 66 руб. Вместе с тем, истец полагает, что перерасчет пенсии должен быть произведен не с октября 2019 г, а с октября 2018 г, что послужило основанием для обращения в суд. Настаивая на том, что с заявлением о перерасчете пенсии с учетом сведений о среднемесячном заработке за период работы с 1 сентября 1980 г. по 30 апреля 1990 г. она обращалась к ответчику именно в сентябре 2018 г, за период с 1 октября 2018 г. по 1 октября 2019 г. ей не доплачена пенсия в размере 44 511, 04 руб.
24 июля 2020 г. она вновь обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с 01.10.2018г, с учетом заработка за период с 01.04.1987г. по 30.04.1992г. Однако 29.07.2020г. в удовлетворении ее заявления отказано. С учетом изложенного, Войтова Л.Л. просила суд признать незаконным отказ ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону в удовлетворении ее заявления о перерасчете страховой пенсии по старости с более раннего срока, с 01.10.2018г. с учетом заработка за период с 01.04.1987г. по 30.04.1992г.; обязать ответчика произвести перерасчет размера ее страховой пенсии по старости с 01.10.2018г. с учетом заработка за период с 01.04.1987г. по 30.04.1992г, произвести выплату недоплаченной суммы пенсии в размере 44511, 04 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 октября 2020 г. исковые требования Войтовой Л.Л. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального икона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.
В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.
Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).
До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.
Из положений п.13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно п.22 данных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них съедений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судами установлено, что Войтова Л.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем пенсии в связи с педагогической деятельностью в Донецкой области в Украине до 31 июля 2017 г.
28 апреля 2017 г. Войтова Л.Л. обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в Катарском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и запросе выплатного (пенсионного) дела из Республики Украина.
Пенсионное дело Войтовой Л.Л. из Республики Украина поступило в пенсионный орган, и с 1 августа 2017 г. она является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ГУ УПФ Российской Федерации в Катарском районе Ростовской области, пенсия была назначена по материалам прибывшего из Украины пенсионного дела. Для расчета страховой пенсии по старости была учтена заработная плата за период с 1 мая 1990 г. по 31 марта 1995 г.
6 декабря 2017 г. Войтова Л.Л. в связи с переменой места жительства обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о запросе выплатного (пенсионного) дела.
При постановке на учет выплатного (пенсионного) дела (с 1 января 2018 г.) выявлено, что при назначении страховой пенсии по старости специалистами ГУ УПФ Российской Федерации в Катарском районе Ростовской области не верно произведен расчет отношения среднемесячного заработка пенсионера за период с 1 мая 1990 г. по 31 марта 1995 г. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период. Ошибка состояла в том, что в расчет среднемесячного заработка были включены январь, февраль, март 1995 г. - время нахождения в отпуске по беременности и родам.
В связи с обнаруженной ошибкой решением ГУ УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону N64 от 2 февраля 2018 г. размер страховой пенсии по старости Войтовой Л.Л. приведен в соответствие с действующим законодательством: страховая пенсия с 1 января 2018 г. установлена в размере 8188, 15 руб, с последующим установлением доплаты до прожиточного минимума (до 8 488 руб.).
В рамках проводимой Отделением Пенсионного фонда по Ростовской области проверки правильности исчисления размера страховой пенсии по старости, в Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики ГУ УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону был направлен электронный запрос пенсионно-социального характера от 9 октября 2018 г. NU8 о предоставлении сведений о заработной плате за период работы Войтовой Л.Л. с 1 сентября 1981 г. по 30 апреля 1990 г. в СШ N88 Кировского района г. Донецка.
На указанный запрос сведения о заработной плате за вышеуказанный период работы в адрес ГУ УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону не поступили.
6 сентября 2019 г. ГУ УПФ Российской Федерации г. Ростова-на-Дону через Отделение Пенсионного фонда по Ростовской области был направлен запрос N (сопроводительное письмо N) в Главное Управление Пенсионного фонда в Донецкой Республики справки о заработной плате Войтовой Л.Л. и переименовании организации, за период работы с 1 января 1985 г. по 31 декабря 1990 г. в СШN 88 Кировского района г. Донецка.
25 сентября 2019 г. Войтова Л.Л. обратилась с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости по справке о заработной плате N от 31 июля 2019 г, выданной отделом образования Администрации Кировского района г. Донецка, за период работы с 1 января 1985 г. по 31 декабря 1989 г. в Донецкой средней школе N 88, приложив справку.
Перерасчет страховой пенсии произведен не был, так как указанная справка была представлена Войтовой Л.Л. лично, а не поступила из компетентных органов Донецкой Народной Республики в ответ на запросы органа пенсионного обеспечения.
20 декабря 2019 г. в адрес ГУ УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону поступили документы из УПФР в Кировском районе г. Донецка ДНР, поступившие в ОПФР по Ростовской области N ОПНПС-29\ДНР от 19 декабря 2019 г, а именно: справка N 88 N N от 6 ноября 2019 г. о работе с 1 сентября 1981 г. по 21 декабря 2000 г. в Донецкой средней школе; справка о заработной плате за период с 1 января 1985 г. по 31 декабря 1990 г. N N от 6 ноября 2019 г.
Содержанием указанных документов подтверждена достоверность сведений, отраженных в справке о заработной плате N от 31 июля 2019 г, представленной Войтовой Л.Л. лично 25 сентября 2019 г.
В связи с поступлением данных документов, ГУ УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону произвело перерасчет страховой пенсии по старости Войтовой Л.Л. по её заявлению от 25 сентября 2019 г. с 1 октября 2019 г.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы выплатного (пенсионного) дела N Войтовой Л.Л, исходил из того, что истцом, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены документы, подтверждающие ее обращение в сентябре 2018 г. за перерасчетом пенсии, исходя из справки о заработной плате за период работы с 1985 г. по 1990 г. С заявлением о перерасчете пенсии по указанным основаниям, истец обратилась 25 сентября 2019 г. Перерасчет пенсии произведен ответчиком с 1 октября 2019 г. после проверки и подтверждения данных о размере заработка истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие праве этого лица на увеличение размера пенсии.
Поскольку Войтова Л.Л. обратилась с заявлением о перерасчете пенсии в пенсионный орган только 25 сентября 2019 г, оснований для перерасчета пенсии с 1 октября 2018 г, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в сентябре 2018 г. она обращалась к ответчику за перерасчетом пенсии, судебной коллегией отклоняются.
Судами первой и апелляционной инстанций из анализа обращений истца от 20 сентября 2018 г, 28 сентября 2018 г, 22 октября 2018 г. в органы пенсионного обеспечения правильно установлено, что Войтова Л.Л выражает свое несогласие с уменьшением ее пенсии по периоду работы с 1990-1995 годы, утрате документов, правильности начисления индексации, не направлением запросов в пенсионный орган г. Донецка Украины и т.д, однако ни в одном обращении не содержится просьба заявителя произвести перерасчет пенсии с учетом справки о заработной плате за период с 1985-1990 годы.
Из имеющихся в материалах дела ответов пенсионного органа (от 25 октября 2018 г, 9 ноября 2018 г, 5 июня 2020 г, 29 июля 2018 г, 28 января 2020 г, 17 октября 2018 г, 19 апреля 2019 г.) также не усматривается, что Войтова Л.Л. обращалась с конкретным заявлением о перерасчете пенсии в сентябре 2018 г, в ответах имеется ссылка о направлении запросов в пенсионный отдел г. Донецка Украины в целях получения сведений о заработке Войтовой Л.Л. за период с 1980 г. по 2000 г, однако указанное не означает, что запросы направлены именно в связи с поступившим заявлением о перерасчете, пенсионный орган самостоятельно вправе истребовать любую информацию, касающуюся оформления пенсии.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Войтовой Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.