Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Зайцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1789/2020 (УИД 42RS0002-01-2020-002274-42) по исковому заявлению Субаева Нафиса Гарифовича к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, по кассационной жалобе представителя администрации Беловского городского округа Беловой Е.В. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Субаев Н.Г. обратился в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Требования мотивировал тем, что он является "данные изъяты"), нуждающимся в постоянном постороннем уходе. По заключению врачебно-консультационной комиссии "данные изъяты".
Согласно распоряжению Администрации г. Белово от ДД.ММ.ГГГГ. N N он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как "данные изъяты". По состоянию ДД.ММ.ГГГГ г. его очередь в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, N
Он имеет в собственности 1/3 доли жилого помещения, расположенного по "адрес", но не может проживать в данном жилом помещении из-за отсутствия его приспособленности под потребности "данные изъяты" в частности: отсутствует пандус у крыльца и верхней площадки, навес над крыльцом, двери в доме не соответствуют ширине проезда кресла- коляски, узкие коридоры, пороги не отвечают требованиям проезда кресла -коляски, отсутствует ванная комната, горячее водоснабжение.
ДД.ММ.ГГГГ г. им на имя главы Беловского городского округа было подано заявление о проведении межведомственной комиссии на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей "данные изъяты"" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для "данные изъяты" жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме")".
ДД.ММ.ГГГГ г. состоялась выездная комиссия для визуального обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по наличию или отсутствию обеспечения доступа маломобильных групп населения, а также по возможности или её отсутствию для устройства и приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей "данные изъяты", был составлен акт осмотра жилого помещения N
После составления акта комиссией было выдано заключение об отсутствии технической возможности для устройства приспособлений жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме в "адрес", в котором он проживает, с учетом потребностей "данные изъяты" и обеспечения условий их доступности.
По заявлению на имя главы Беловского городского округа ДД.ММ.ГГГГ г. состоялась выездная комиссия по обследованию жилого помещения, расположенного по "адрес", был составлен акт обследования N от ДД.ММ.ГГГГ г, на основании которого было выдано заключение N от ДД.ММ.ГГГГ. о выявлении оснований для признания его квартиры "адрес" непригодной для проживания "данные изъяты".
На основании заключения Администрация Беловского городского округа вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ NО признании жилого помещения, расположенного по "адрес", непригодным для проживания "данные изъяты"".
Таким образом, он фактически имеет в собственности жилое помещение, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, но распоряжаться им по предназначению не может из-за непригодности жилого помещения для проживания "данные изъяты" и отсутствия приспособленности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме под потребности "данные изъяты". В связи с этим ему приходится проживать и занимать жилую площадь своего племянника Субаева М.Х. "адрес", который предоставил ему во временное пользование свою комнату площадью 17, 3 кв.м, а самому жить вместе со своей 80-летней матерью.
Истцом было подано заявление на имя главы Беловского городского округа о внесении его в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, так как квартира признана непригодной для проживания "данные изъяты" на законных основаниях, а также об увеличении нормы предоставления общей площади жилого помещения в 2 раза, так как он является "данные изъяты", нуждающимся в постоянном постороннем уходе на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, и имеет право на дополнительную жилую помощь в виде отдельной комнаты. Однако, администрация отказала ему в его требованиях, ссылаясь на то, что у него нет оснований для внеочередного получения жилья по договору социального найма. Считает незаконным постановление Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. N об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, так как жилое помещение признано непригодным для проживания "данные изъяты". Неоднократные обращения в администрацию о предоставлении жилого помещения не принесли результата, чиновники ссылаются на отсутствие денег в бюджете и отсутствие свободных жилых помещений.
Просил обязать Администрацию Беловского городского округа включить его в список лиц на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 21 кв.м. по договору социального найма на территории г.Белово Кемеровской области за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, отвечающее санитарным нормам и правилам; обязать Администрацию Беловского городского округа увеличить норму предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в 2 раза, но не менее 42 кв.м.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд решилвозложить на Администрацию Беловского городского округа обязанность предоставить Субаеву Н.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Беловского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, не менее 21 кв.м, с учетом права Субаева Н. Г. на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 октября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении исковых требований Субаева Н.Г. к администрации Беловского городского округа отказано.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 октября 2020 г. отменено с направлением дела на новое рассмотрение в Кемеровский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 апреля 2021 г. решением Беловского городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя администрации Беловского городского округа Беловой Е.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от Субаева Н.Г.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации Беловского городского округа Белова Е.В. доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Субаев Н.Г. зарегистрирован и проживает в жилом помещении (комнате) по "адрес" общей площадью 17, 3 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Субаеву М.Х.
Субаев Н.Г. имеет в собственности 1/3 доли в праве на жилое помещение, расположенное по "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ г. Субаеву Н.Г. установлена I группа инвалидности по общему "данные изъяты", он признан нуждающимся в постороннем уходе.
ДД.ММ.ГГГГ врачебно-консультационной комиссией при Беловской городской поликлинике N Субаеву Н.Г. выдана справка N наличии у него остаточных явлений энцефаломиелополирадикулоневритатетрапореза, нарушений функций тазовых органов; о праве на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ г.
Распоряжение Администрации г. Белово Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N N Субаев Н.Г. как "данные изъяты" по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ г. включен в список первоочередного предоставления жилой площади.
Постановлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. N жилое помещение- "адрес" признано непригодным для проживания "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ г. комиссией по жилищным вопросам Администрации Беловского городского округ, Субаеву Н.Г. отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в связи с непредоставлением заключения о признании его малоимущим.
ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением Администрации Беловского городского округа N Субаеву Н.Г. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что Субаев Н. Г. является "данные изъяты", нуждается в постоянном постороннем уходе, передвигается с помощью других лиц на кресле-коляске, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение признано непригодным для проживания "данные изъяты", в связи с чем пришел к выводу о наличии у Субаева Н.Г. права на внеочередное предоставление ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции согласился.
Разрешая дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление такой категории граждан жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями "данные изъяты" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите "данные изъяты" в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, "данные изъяты", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной "данные изъяты" в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем "данные изъяты", вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
При этом абзацем 17 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите "данные изъяты" в Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем "данные изъяты" и семей, имеющих "данные изъяты", вставших на учет до 1 января 2005 г.
Согласно пункту 28 статьи 2 Закона Кемеровской области от 27 июля 2005 г. N 99-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем "данные изъяты" и семей, имеющих детей- "данные изъяты", установленной Федеральным законом "О социальной защите "данные изъяты" в Российской Федерации".
Таким образом, государственное полномочие по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем "данные изъяты" и семей, имеющих детей- "данные изъяты", вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ г, на территории Кемеровской области передано органам местного самоуправления.
Истец Субаев Н.Г. встал на учет по улучшению жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ г. На момент его постановки, исходя из действующего жилищного законодательства для обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма не требовалось признание гражданина малоимущим.
При этом в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Исходя из системного толкования указанного выше законодательства, довод кассационной жалобы о том, что для обеспечения истца жилым помещением, необходимо признание его малоимущим в установленном законом порядке, является несостоятельным, поскольку нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ не связывают право "данные изъяты", нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, несмотря на то, что такое обеспечение производится в порядке части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, отдельные занимаемые "данные изъяты" жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения "данные изъяты" и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает "данные изъяты", с учетом потребностей "данные изъяты" и обеспечения условий их доступности для "данные изъяты", вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для "данные изъяты" жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей "данные изъяты"".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 апреля 2011 г. N 561-О-О, по своему конституционно-правовому смыслу предоставление гражданам жилых помещений вне очереди в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает обязательного включения их в какую-либо очередь. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в случаях, предусмотренных указанной нормой во внеочередном порядке, относится к компетенции правоприменительных органов.
Анализ приведенных положений закона в совокупности с правилом пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей право граждан на внеочередное обеспечение жильем в случае проживания в помещении, непригодном для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, указывает на то, что при разрешении вопроса о правах "данные изъяты" на внеочередное обеспечение жилым помещением, одним из юридически значимых обстоятельств, является наличие или отсутствие нуждаемости "данные изъяты" в улучшении жилищных условий.
По настоящему делу такая нуждаемость Субаева Н.Г. установлена.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении и толковании норм материального права при разрешении спора, выводов судов не опровергают.
Довод кассационной жалобы о том, что суд неправомерно признал за истцом право на предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, судебной коллегией отклоняется. Выводы суда в указанной части мотивированы со ссылкой на положения федерального законодательства и акты органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите "данные изъяты" в Российской Федерации" жилые помещения предоставляются "данные изъяты", с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При определении размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Субаеву Н.Г, судом учтены нормы предоставления жилых помещений, установленные постановлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. а также требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей "данные изъяты", поскольку Субаев Н.Г. передвигается на инвалидной коляске.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Беловского городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Беловского городского округа Беловой Е.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.