Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Соловьева В.Н., Кравченко Н.Н., при участии прокурора Самойлова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0018-01-2019-003658-50 по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу "Заудинский мелькомбинат", Администрации г. Улан-Удэ, обществу с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс" о понуждении ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, по кассационному представлению прокурора Республики Бурятия и кассационной жалобе Администрации г. Улан-Удэ на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 января 2021 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав пояснения представителей Администрации г. Улан-Удэ Куренова А.Ю. и Анучиной А.А., поддержавших доводы жалобы, прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А., поддержавшего доводы кассационного представления, а также представителя ООО "ЭкоАльянс" Васильевой М.П., полагавшей, что оснований для отмены апелляционного определения не имеется,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Акционерному обществу "Заудинский мелькомбинат" (далее по тексту - АО "Заудинский мелькомбинат") о понуждении ликвидировать свалку твердых бытовых отходов.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ по информации Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ о выявленных несанкционированных свалках совместно с Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды.
Из справки старшего государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы Кушнарева В.В. следует, что на земельном участке: кадастровый квартал 03:24:031401 (координаты GPS N51°49"22.5", Е107°40"50.4"), в направлении на северо-запад от дома N4 ул. Пищевая г. Улан-Удэ, на визуальном расстоянии 15 метров расположена несанкционированная свалка с компонентным составом отходов преимущественно: пластик, бумага, картон, полиэтилен, стекло, резина, керамика, пластмасса, разная ветошь и т.д. на визуальной площади 90 м2, визуальным объемом 72 м3. Согласно письму Управления Росреестра по Республике Бурятия N12/05606-08 от 10 июня 2019 г. по результатам сопоставления со сведениями Единого государственного реестра недвижимости установлено, что характерная точка с географическими координатами места нахождения несанкционированной свалки 5Г49"22.5", Е107°40"50.4" расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 03:24:031401:288.
Из выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 июня 2019 г. NКУВИ-001/2019-12768002 следует, что правообладателем земельного участка является ОАО "Заудинский мелькомбинат". Таким образом, АО "Заудинский мелькомбинат" как собственник земельного участка с кадастровым номером 03:24:031401:288 обязан принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Истец просил обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов.
Определением суда от 9 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Улан-Удэ и ООО "ЭкоАльянс".
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 9 ноября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "Эко-Альянс" возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке: кадастровый квартал 03:24:031401 (координаты GPS 51?49?22.8", E107?40?50.8" (метка 1), N51?49?22.4", E107?40?50.6"(метка 2), N51?49?22.8", E107?40?50.4" (метка 3) N51?49?22.9", E107?40?50.6" (метка 4)) в направлении на северо-запад от дома N4 ул. Пищевая г. Улан-Удэ, площадью около 90 кв.м, объемом около 72 куб.м. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 января 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворены частично - обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу возложена на администрацию г. Улан-Удэ.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Прокурор Республики Бурятия в кассационном представлении и администрация г. Улан-Удэ в кассационной жалобе просят отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что судом апелляционной инстанции незаконно возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию г. Улан-Удэ, поскольку в силу Федерального закона от "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления деятельность, связанная с ликвидацией несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, не относится. Законодательством установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в силу которого органы местного самоуправления не наделены полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс" соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1 от 14 мая 2018 г. статус регионального оператора присвоен ООО "ЭкоАльянс", которое приступило к исполнению своих обязательств с 1 апреля 2019 г.
В силу указанного соглашения региональный оператор принял на себя обязательства по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия, утвержденными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 декабря 2016 г. N 570.
Полагают необоснованным вывод суда апелляционной инстанции, что органы местного самоуправления осуществляют функцию собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку органы местного самоуправления вправе только предоставлять земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа, что не означает возникновение права собственности у органов местного самоуправления на эти земельные участки.
В силу действующего законодательства только собственник, владелец или пользователь земельного участка может обратить отходы в свою собственность. Соответственно, органы местного самоуправления, не являясь собственником указанных земельных участков, не вправе принять меры для обращения отходов в свою собственность.
Также администрация г. Улан-Удэ полагает, что образовавшееся скопление твердых коммунальных отходов является результатом ненадлежащего исполнения региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" предусмотренных действующим законодательством и условиями соглашения N1 обязанностей по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Кроме того, указывает, что судом неправильно указан статус г. Улан-Удэ как городское поселение Улан-Удэ, однако статус муниципального образования - городской округ.
На кассационное представление и кассационную жалобу ООО "Эко Альянс" принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что на земельном участке: кадастровый квартал 03:24:031401 (координаты GPS N51°49"22.5", Е107°40"50.4"), в направлении на северо-запад от дома N4 ул. Пищевая г. Улан-Удэ, на визуальном расстоянии 15 метров расположена несанкционированная свалка с преимущественным компонентным составом отходов: пластик, бумага, картон, полиэтилен, стекло, резина, керамика, пластмасса, ветошь и т.д. на визуальной площади 90 м2, визуальным объемом 72 м3.
По информации Управления Росреестра по Республики Бурятия территория свалки расположена в границах кадастрового квартала 03:24:031401 на неразграниченной территории в границах г. Улан-Удэ и в границах земельного участка с кадастровым номером 03:24:031401:298, запись о правах на земельный участок отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности по принятию мер по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на регионального оператора ООО "Эко Альянс", суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, возложил обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на администрацию г. Улан-Удэ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационных жалобы и представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
Согласно пункту 4 статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в частности, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
С учетом приведенных норм закона суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа является прямой обязанностью органа местного самоуправления, т.е. администрации г. Улан-Удэ.
Вместе с тем, суд первой инстанции при разрешении спора исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ООО "Эко Альянс", исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 14 мая 2018 г. заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N1 между Минприроды республики Бурятия и ООО "Эко Альянс", согласно которому ООО "ЭкоАльянс" присвоен статус регионального оператора.
Отменяя решение суда первой инстанции и возлагая обязанность по осуществлению мероприятий по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов на Администрацию г. Улан-Удэ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что свалка размещена на земельном участке, которым в силу имеющихся полномочий распоряжается Администрация г. Улан-Удэ, а, кроме того, в силу приведенных выше норм законодательства, устанавливающих полномочия и обязанности органа местного самоуправления, именно орган местного самоуправления ответственен за осуществление и выполнение указанных мероприятий.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными данные выводы суда апелляционной инстанции, обоснованными также ссылкой на Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, в соответствии с пунктом 18 которых, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с указанными Правилами в обязанность регионального оператора в случае обнаружения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов входит уведомление в течение 5 рабочих дней собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).
Приведенные положения законодательства свидетельствуют, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возлагается на регионального оператора в случае выявления несанкционированной свалки самим региональным оператором, при этом установлено, что деятельность по ликвидации свалки осуществляется им на основании договорных отношений с собственником или органом местного самоуправления, ответственных за ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
При указанных обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции о возложении обязанности по ликвидации выявленной свалки на орган местного самоуправления, что не препятствует ему в привлечении в установленном порядке регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Доводы кассационных жалобы и представления не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, так как не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права или существенном нарушении норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 29 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Улан-Удэ и кассационное представление прокурора Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.