Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Зайцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-704/2020 (УИД 84RS0001-01-2020-000877-35) по исковому заявлению прокурора Таймырского района в интересах Яр Леонида Евгеньевича к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением
по кассационной жалобе представителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - Панова А.А. на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 17 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Таймырского района в интересах Яр Л.Е. обратился с иском к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании требований указано, что Яр Л.Е. относится к лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ г. он поставлен на учет нуждающихся в жилье. Яр Л.Е. своего жилья не имеет, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 17 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить Яру Леониду Евгеньевичу, "данные изъяты", благоустроенное, применительно к условиям "данные изъяты", жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв. метра с допусками, установленными частью 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12- 961 "О защите прав ребенка".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - Панов А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкова А.Г. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Яр Леонид Евгеньевич "данные изъяты" является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Яр Е.С. умер ДД.ММ.ГГГГ г, мать Яр С.Х. признана безвестно отсутствующей решением Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 6 июня 2012 г.
Постановлением администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. Яр Л.Е. помещен "данные изъяты"
Согласно сообщениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и уведомлениям Управления Росреестра по Красноярскому краю за Яр Л.Е, Яр С.Х, Яр Е.С. права собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.
В соответствии со справкой администрации сельского поселения "адрес" Яр Л.Е, его родителям Яр С.Х, Яр Е.С. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Приказом Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Яр Л.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по месту предоставления жилого помещения "адрес". На момент рассмотрения гражданского дела Яр Л.Е. жилым помещением не обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанность по предоставлению Яр Л.Е... жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявил о своём намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Министерстве образования Красноярского края. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Статья 1 Закона Красноярского края N 9-4225 от 24 декабря 2009 г. "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребёнка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребёнка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, отклоняются, поскольку противоречат нормам действующего законодательства, приведенного выше, обязанность по предоставлению жилого помещения в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы о том, что бремя расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, поскольку денежные средства на приобретение жилья Яр Л.Е. в ДД.ММ.ГГГГ и ранее не выделялись, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие финансирования не является основанием для отказа в иске. Все вопросы финансирования расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежат урегулированию ответчиком в порядке бюджетного законодательства.
Нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дудинского районного суда Красноярского края от 17 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - Панова А.А без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.