Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-311/2020 (УИД 75RS0001-01-2019-009095-34) по иску Гаркуши Николая Алексеевича, Бизина Эдуарда Викторовича к Забайкальскому войсковому казачьему обществу о признании незаконными приказов атамана, решения Войскового суда чести, по кассационной жалобе Гаркуши Николая Алексеевича, Бизина Эдуарда Викторовича на решение Центрального районного суда г. Читы от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаркуша Николай Алексеевич (далее по тексту - Гаркуша Н.А, истец) и Бизин Эдуард Викторович (далее по тексту - Бизин Э.В, истец) обратились в суд с иском к Забайкальскому войсковому казачьему обществу (далее по тексту - ЗКВ, ответчик) о признании незаконными приказов атамана, решения Войскового суда чести.
Требования мотивированы тем, что 23 июня 2019 г..состоялся отчетно-выборный круг Забайкальского войскового казачьего общества, на котором вне повестки ответчиком поднят вопрос о временном отстранении от занимаемых должностей атаманов Отдельского казачьего общества "4-й Пограничный отдел", а в дальнейшем в отношении истцов был издан приказ 24 июня 2019 г..N N "О временном отстранении от занимаемых должностей Отдельского казачьего общества "4-й Пограничный отдел". Решение Забайкальского войскового казачьего общества противоречит пункту 9 статьи 60 Устава Забайкальского войскового казачьего общества, поскольку атаман вправе временно отстранить от занимаемой должности атамана казачьего общества только по решению не менее двух третей голосов членов совета атаманов, либо по представлению суда чести. Решением Войскового суда от 18 августа 2019 г, оформленного протоколом N N, ряд казаков из Отдельского казачьего общества "4-й Пограничный отдел", в том числе и истцы, исключены из состава казачьего общества. О проведении суда чести они не были уведомлены, в связи с чем не имели возможности явиться к назначенному времени. В вину казакам поставлено неисполнение приказа и.о. атамана Забайкальского казачьего войска от 9 апреля 2019 г..N N "О подготовке и проведении отчетно-выборного Круга ЗКВ". Полагают принятые на вышеназванном заседании Войскового суда решения незаконными, так как нарушено право истцов на защиту. Опираясь на данные незаконные решения, и.о. атамана Забайкальского войскового казачьего общества Ю.С.В. издал приказ 16 октября 2019 г..N N "О проведении Совета атаманов Отдельского казачьего общества "4-ый Пограничный отдел", согласно которому он требует провести Совет атаманов отдела путем заочного голосования, что недопустимо, поскольку у атамана Забайкальского войскового казачьего общества отсутствует право созыва совета атаманов отдела.
Проведение совета атаманов допускается только очно и не опросным путем. 29 октября 2019 г..Ю.С.В. издан очередной приказ N N "О подготовке проведения Круга по выборам органов управления Отдельского казачьего общества "4-й Пограничный отдел". При этом организационный комитет Отдельского Круга и иные должности, которые направлены на соблюдение законности проводимого Круга, согласно приказу занимают лица, не состоящие в Отдельском казачьем обществе "4-ый Пограничный отдел". Принятые решения напрямую затрагивают права и интересы истцов, как членов казачьего общества ЗКВ, так как лишили их права на защиту, они были отстранены от занимаемой выборной должности.
Просили признать незаконными приказы атамана от 24 июня 2019 г. N N, от 16 октября 2019 г. N N, от 29 октября 2019 г. N N, решения, принятые на заседании Войскового суда (суда чести) Забайкальского войскового казачьего общества от 18 августа 2019 г.
Определением суда от 13 июля 2020 г. производство по делу в части признания незаконными приказа атамана Забайкальского казачьего войска от 24 июня 2019 г. N N, приказа атамана Забайкальского казачьего войска от 16 октября 2019 г. N N, приказа атамана Забайкальского казачьего войска от 29 октября 2019 г. N N прекращено, в связи с отказом истца Гаркуши Н.А. от требований.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 13 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 21 января 2021 г, исковые требования Гаркуши Н.А, Бизина Э.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Гаркуша Николай Алексеевич, Бизин Эдуард Викторович просят отменить решение Центрального районного суда г. Читы от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 января 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Гаркуша Н.А. являлся атаманом Отдельского казачьего общества "4-й Пограничный отдел" (далее - ОКО "4-й Пограничный отдел") и Станичного казачьего общества "Забайкальская станица", Бизин Э.В. атаманом станичного казачьего общества "Борзинская станица".
23 июня 2019 г. на отчетно-выборном Круге Забайкальского войскового казачьего общества войсковым атаманом представлено на рассмотрение представление Войскового суда об отстранении от занимаемых должностей атамана ОКО "4-й Пограничный отдел" и СКО "Забайкальская станица" Гаркуши Н.А, а также атамана СКО "Борзинская станица" Бизина Э.В, принято решение о временном отстранении истцов от занимаемых должностей.
В связи с поступлением искового заявления Х.В.П. к Гаркуше Н.А, Бизину Э.В. и другим выборным казакам от ОКО "4-й Пограничный отдел" о признании их деятельности и поведения на Войсковом Круге 23 июня 2019 г. раскольничьей и антиказачьей, 18 августа 2019 г. состоялось заседание Войскового суда (суда чести) Забайкальского войскового казачьего общества, оформленное протоколом N N.
Войсковым судом было установлено, что Гаркуша Н.А, Бизин Э.В. и другие казаки 23 июня 2019 г. покинули отчетно-выборный Круг Забайкальского войскового казачьего общества, что является ненадлежащим исполнением своих обязанностей, регламентированных подпунктом 2 пункта 24, подпунктом 3 пункта 26 Устава Забайкальского войскового казачьего общества, утвержденного в 2011 году, нарушением подпункта 2 пункта 26 части 4 Устава ОКО "4-й Пограничной отдел", пункта 6 приказа атамана от 9 апреля 2019 г. N N "О подготовке и проведении отчетно-выборного Круга Забайкальского казачьего войска". Гаркуша Н.А. после того, как покинул Круг, вернулся и объявил его неправомочным, призвал выборных казаков покинуть Круг, что также является неисполнением своих обязанностей, регламентированных подпунктом 2 пункта 24, подпунктом 3 пункта 26 Устава Забайкальского войскового казачьего общества.
Решением Войскового суда иск Х.В.П. удовлетворен, постановлено: членам городских, станичных и хуторских казачьих обществ СКО "Забайкальская станица" переизбрать и исключить есаула Гаркушу Н.А. из состава казачьего общества в соответствии с подпунктом 2 пункта 27 части 4 Устава ЗКВ; СКО "Борзинская станица" переизбрать и исключить Бизина Э.В. из состава казачьего общества в соответствии с подпунктом 2 пункта 27 части 4 Устава ЗКВ. Решение подлежало исполнению в срок до 7 ноября 2019 г. с представлением копии протокола и решения в Войсковой суд чести.
На основании протокола N N заседания Войскового суда Забайкальского войскового казачьего общества от 22 января 2020 г. для стабилизации обстановки в ЗКВ приостановлено решение Войскового суда от 18 августа 2019 г. N N, также данное решение постановлено представить на очередном Войсковом Круге в 2020 году для принятия окончательного решения.
На очередном заседании Войскового суда от 2 сентября 2020 г. N N принято решение о возобновлении решения Войскового суда от 18 августа 2019 г. N N, атаману предложено временно отстранить от занимаемой должности истцов.
Оспаривая законность решений, принятых в отношении Гаркуши Н.А. на заседании Войскового суда 18 августа 2019 г, сторона истца ссылалась на нарушение процедуры его проведения, не уведомление о месте и времени заседания суда, не ознакомление с материалами дела, не проведение подготовки к рассмотрению дела в соответствии с Положением о Войсковом суде Забайкальского войскового казачьего общества.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Гаркуша Н.А. был извещен о дате и времени заседания Войскового суда, состоявшегося 18 августа 2019 г, поэтому он имел возможность явиться и дать свои объяснения суду, заявить ходатайства, в том числе об ознакомлении с материалами дела, об истребовании доказательств, представить свои доказательства, однако своим процессуальным правом не воспользовался.
Также суд пришел к выводу о несостоятельности доводов истца о том, что в отношении него Войсковым судом повторно принято решение о наказании за проступок, за который ранее уже было наложено взыскание.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными судом первой инстанции выводами, полагая их основанным на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд первой и апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 6.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ и всероссийского казачьего общества, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
В частности, правовая и организационная основы государственной службы российского казачества закреплены в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Федеральный закон "О государственной службе российского казачества").
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.
Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского), войскового или всероссийского казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы; районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ; окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ; войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества" предусмотрено, что казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 9 августа 2019 г. Забайкальское Войсковое казачье общество создано 27 февраля 1997 г.
В соответствии с Уставом Забайкальского войскового казачьего общества, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 287 (действовавшим на момент организации и проведения Круга 23 июня 2019 г.), настоящий Устав распространяется на Забайкальское войсковое казачье общество (Забайкальское казачье войско), а также на входящие в его состав окружные (отдельские) казачьи общества, районные (юртовые) казачьи общества, а также городские, станичные, хуторские казачьи общества (пункты 1, 2).
Забайкальское казачье войско создано (сформировано) путем объединения казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края: Окружного казачьего общества Республики Бурятия "Верхнеудинское"; Отдельского казачьего общества "2-й Агинский отдел"; Отдельского казачьего общества "3-й Читинский отдел"; Отдельского казачьего общества "4-й Пограничный отдел" (пункты 4, 5).
Забайкальское казачье войско - самостоятельное войсковое казачье общество, осуществляющее свою деятельность в Сибирском федеральном округе на территории Республики Бурятия и Забайкальского края в пределах границ, согласованных с органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
В состав Забайкальского казачьего войска входят:
1) окружные (отдельские) казачьи общества, создаваемые (формируемые) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и станичных казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;
2) районные казачьи общества, входящие в состав окружных (отдельских) казачьих обществ войскового казачьего общества и созданные (сформированные) путем объединения станичных казачьих обществ;
3) хуторские, станичные, городские казачьи общества, входящие в состав окружных (отдельских) казачьих обществ Забайкальского казачьего войска, либо районных казачьих обществ Забайкальского казачьего войска, являющиеся первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений, либо иных населенных пунктов, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Казачьи общества, входящие в состав войскового казачьего общества, являются некоммерческими организациями, в установленном порядке зарегистрированными и внесенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Органами управления Забайкальского казачьего войска являются:
1) войсковой круг Забайкальского казачьего войска (далее - Круг Забайкальского казачьего войска);
2) совет атаманов Забайкальского казачьего войска (далее - совет атаманов);
3) войсковой атаман (пункт 32).
Круг Забайкальского казачьего войска является высшим органом управления Забайкальского казачьего войска, съездом выборных казаков от окружных (отдельских) казачьих обществ по средней норме представительства членов от хуторских, городских, станичных казачьих обществ, определяемой советом атаманов, исходя из общей численности войскового казачьего общества и численности входящих в его состав окружных (отдельских) казачьих обществ.
При определении нормы представительства совет атаманов гарантирует представительство не менее 1 выборного казака от 20 казаков с учетом каждого хуторского, городского, станичного казачьего общества (пункт 33).
Выборные казаки избираются на заседаниях Кругов окружных (отдельских) и районных казачьих обществ, входящих в состав Забайкальского казачьего войска, открытым голосованием в порядке, определяемом советом атаманов.
Не менее двух третей выборных казаков должны быть членами хуторских, станичных, городских казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества, не занимающими должности в органах Забайкальского казачьего общества.
Полномочия выборных казаков прекращаются по завершении заседания Круга Забайкальского казачьего войска (пункт 34).
Заседания Круга Забайкальского казачьего войска созываются советом атаманов не реже одного раза в год. Дата созыва и место проведения заседаний Круга Забайкальского казачьего войска определяются советом атаманов по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами и Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества и утверждаются приказом войскового атамана не менее чем за два месяца до его проведения.
К исключительной компетенции Круга Забайкальского казачьего войска относятся вопросы:
1) принятия и внесения изменений в Устав Забайкальского казачьего войска;
2) определения приоритетных направлений деятельности Забайкальского казачьего войска;
3) образования органов управления Забайкальского казачьего войска и досрочное прекращения их полномочий, в том числе избрание войскового атамана, избрание по представлению войскового атамана первого заместителя (товарища) войскового атамана, совета атаманов, совета стариков, суда чести, контрольно-ревизионной комиссии, утверждения положений о совете атаманов, суде чести, контрольно-ревизионной комиссии, определения количественного состава войскового правления и его структуры;
4) прекращения полномочий войскового атамана по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами или Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества;
5) изменения состава Забайкальского казачьего войска (включение в его состав либо исключение из его состава казачьих обществ);
6) реорганизация и ликвидация Забайкальского казачьего войска, назначение ликвидационной комиссии;
7) определения в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка распоряжения имуществом Забайкальского казачьего войска, в том числе порядка и условий передачи имущества Забайкальского казачьего войска входящим в его состав казачьим обществам и порядка изъятия у них указанного имущества;
8) распределения полномочий по распоряжению имуществом Забайкальского казачьего войска между органами управления Забайкальского казачьего войска, в том числе между Кругом Забайкальского казачьего войска, войсковым атаманом и атаманами казачьих обществ, входящих в состав Забайкальского казачьего войска;
9) решения иных вопросов, связанных с распоряжением имуществом Забайкальского казачьего войска в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) рассмотрения и утверждения ежегодных отчетов о деятельности Забайкальского казачьего войска, в том числе об исполнении казаками принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;
11) рассмотрения и утверждения отчетов войскового атамана, войскового правления, контрольно-ревизионной комиссии.
В Забайкальском Войсковом казачьем обществе (Забайкальском казачьем войске) решением Войскового круга от 28 марта 2015 г. утверждено Положение о Войсковом суде ЗКВ.
Войсковой суд в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, на территории которых осуществляет свою деятельность войсковое казачье общество, а также Уставом ВКО, казачьим законом и настоящим Положением.
Войсковой суд Забайкальского войскового казачьего общества осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждается войсковым Кругом и подотчетен Кругу ЗКВ (пункт 5 Положения о Войсковом суде).
Войсковой суд призван способствовать выполнению членами казачьих обществ, входящих в состав Забайкальского войскового казачьего общества, норм и правил Кодекса Казачьей чести казака Забайкальского войскового казачьего общества, Устава Забайкальского войскового казачьего общества, обычаев и традиций Забайкальского и Российского казачества, воспитанию патриотизма, любви к Отечеству, семье, уважению казачьего достоинства, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, требований Конституции РФ и законодательства России (пункт 7 Положения о Войсковом суде).
Войсковым судом рассматриваются вопросы, в том числе: о нарушении Устава Забайкальского войскового казачьего общества и иных актов войскового казачьего общества, казачьих обычаев и традиций, а также норм законодательства РФ; неисполнения приказов атамана, непосредственных и прямых командиров (начальников), ином неподчинении вышестоящим должностным лицам; недобросовестного отношения члена казачьего общества к исполнению взятых на себя обязательств государственной и иной службы; о подтвержденных намерениях осуществлять деятельность, несоответствующую уставным целям казачьего общества, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещенную законом (пункт 12 Положения о Войсковом суде).
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что Войсковой суд принял решение об исключении истцов из состава казачьего общества, указав конкретный срок исполнения решения для станичных казачьих обществ, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении истцов о Суде чести были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку судами в ходе рассмотрения дела установлено надлежащее извещение истцов и направление истцом Гаркуша Н.А. ДД.ММ.ГГГГ письма, адресованного казачьему полковнику Ю.С.В, которое по сути является его объяснением по иску Х.В.П, данное письмо он просит зачитать 18 августа 2019 г.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую надлежащую правовую оценку, не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, являются процессуальной позицией истцов, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, фактически доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены состоявшихся по делу решения суда и апелляционного определения или которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 13 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гаркуши Николая Алексеевича, Бизина Эдуарда Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.