Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-765/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000106-87) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севач" о признании не действующими пункта 36967 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043, пункта 36775 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Севач" на решение Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Севач" Чуковой Н.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень на 2019 г, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2020 год, Перечень).
Пунктом 36967 перечня на 2019 год, пунктом 36775 перечня на 2020 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 23:42:0205016:3, площадью 1908, 1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Гоголя/Баррикадная, д. 349/42/1.
Общество с ограниченной ответственностью "Севач" (далее - ООО "Севач"), являющееся собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что указанное здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Севач" просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно закрепленным в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к административно-деловому или торговому центру таковыми могут быть признаны отдельно стоящие нежилые здания (строения или сооружения).
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 НК РФ, предусматривающем понятия, используемые для целей названного Кодекса, следовательно, подлежит применению пункт 1 названной статьи, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2017 г, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - ОК 013-2014 (СНС 2008).
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 НК РФ, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, свидетельствуют о том, что в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Между тем, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащий ООО "Севач" объект недвижимости, имеет назначение: "жилой дом", наименование: "жилой дом, административные и офисные помещения, объект общественного питания", согласно технической документации имеет жилые комнаты общей площадью более 322 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0205016:1 с видом разрешенного использования: "для размещения домов индивидуальной жилой застройки, административных и офисных помещений, объектов общественного питания".
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем доказательства, подтверждающие, что принадлежащее административному истцу здание является нежилым, административным ответчиком в материалы административного дела не представлены.
Помимо указанного у административного ответчика отсутствовали и иные, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ основания для включения вышеуказанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
Вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположено принадлежащее административному истцу жилое здание, однозначно не указывает на то, что данный объект недвижимости предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Не свидетельствует о предназначенности здания для использования в приведенных целях и представленная в материалы административного дела техническая документация.
Как установлено судом, основанием для включения в Перечни принадлежащего административному истцу здания послужил определенный в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 (далее - Порядок N 319), вид фактического использования - "в целях административного, делового и (или) коммерческого назначения".
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ установлено, что фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из акта обследования объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования от 15 февраля 2018 г, составленного специалистом ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", следует, что часть помещений здания площадью 450, 9 кв. м (23, 6 % от общей площади объекта недвижимого имущества) используется ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" для размещения офиса. Величина используемой площади объекта определена на основании договора аренды, графоаналитическим способом.
При этом согласно договору аренды от 26 декабря 2012 г. ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" принято во временное владение и пользование нежилое помещение в границах комнат 1-12, 14, 15, 18, 19, 22-23, общей площадью 333, 7 кв.м (согласно техническому паспорту на здание, выданному ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, Южный филиал 23 ноября 2011 г.) на 1-ом этаже спорного здания, что составляет 17, 49 % от общей площади объекта недвижимого имущества.
При наличии противоречий в сведениях о величине площади помещения по приведенном договору аренды и установленной специалистом ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" в результате обследования здания, вышеуказанный акт обследования от 15 февраля 2018 г. не содержит информации об использовании ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" вышеуказанного помещения в границах комнат 1-12, 14, 15, 18, 19, 22-23 под офис полностью или в части, в последнем же случае подлежали отражению сведения о способе измерения фактически используемой в целях размещения офиса площади.
Таким образом, указанный акт обследования, как основной документ, определяющий фактическое использование объекта недвижимости, не может служить надлежащим доказательством, обосновывающим включение принадлежащего административному истцу здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Порядка N 319 в перечень объектов недвижимого имущества, на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что здание могло быть включено в перечень на 2020 год в связи с установлением вида его фактического использования только в том случае, если такое обследование имело место до 1 сентября 2019 г. Вместе с тем на момент включения здания в перечень на 2020 г. его фактическое использование не устанавливалось.
С учетом изложенного, представленные в материалы дела доказательства, в том числе подтверждающие постановку вышеуказанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет как жилого дома, опровергают вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в признании не действующими пункта 36967 перечня на 2019 год, пункта 36775 перечня на 2020 год является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормы Перечней должны быть признаны недействующими, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым признать пункт 36967 перечня на 2019 год, пункт 36775 перечня на 2020 год недействующими со дня их принятия, поскольку в ином случае не будет достигнута цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать не действующим со дня принятия пункт 36967 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Признать не действующим со дня принятия пункт 36775 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее определение суда или сообщение о его принятии в течение тридцати дней со дня принятия определения суда в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.