Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Сафонова К.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6/2021 (УИД N 26OS0000-04-2020-000042-38) по апелляционной жалобе Луговых Оксаны Анатольевны на решение Ставропольского краевого суда от 29 марта 2021 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Луговых Оксаны Анатольевны об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. N 1122 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г. (далее также - перечень на 2018 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом N 3455 нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Под пунктом N 3456 в данный перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, находящееся по адресу: "адрес".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г. (далее также - перечень на 2019 г.).
В данный перечень включены под пунктом N 1737 нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом N 1743 - нежилое здание с кадастровым номером N.
Нормативные правовые акты размещены на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.
Луговых О.А, являющаяся собственником указанных зданий, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований указано на то, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение зданий в перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Авилова В.С. поддержала заявленные Луговых О.А. требования в полном объеме.
Прокурор Ледовская Н.В, представители административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Базиян Д.О. и Иващенко В.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Решением Ставропольского краевого суда от 29 марта 2021 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечни спорных объектов.
Прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N в оспариваемые перечни на 2018 - 2019 годы.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Ставропольского края от 26 декабря 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Данным законом определены особенности установления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Отказывая в удовлетворении административного иска об оспаривании перечней, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, отвечающих критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, как зданий, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, при этом назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Нежилое двухэтажное торгово-складское здание с кадастровым номером N, площадью 992, 8 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1038 кв. м, вид разрешенного использования - "под торгово-складские помещения", по адресу: "адрес".
Нежилое двухэтажное торгово-административное здание с кадастровым номером N, площадью 613, 8 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 377 кв. м, вид разрешенного использования - "под складскими помещениями, офисом, магазином (литер "Н")", по адресу: "адрес".
Виды разрешенного использования земельных участков не являются однозначно определенными и не предусматривают безусловное размещение помещений делового, административного и коммерческого назначения.
Из материалов административного дела следует, что здания включены в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, исходя из сведений о назначении, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) о предназначении зданий, отвечающих критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту нежилого здания с кадастровым номером N, составленному ГУП Ставропольского края "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 22 ноября 2012 г, здание в соответствии с экспликацией к поэтажному плану состоит из торговых, подсобных и складских помещений первого этажа: демонстрационный зал (8), площадью 25, 7 кв. м, подсобное (6), площадью 7, 3 кв. м, склады (11, 12, 21), площадью 302, 3 кв. м, 13, 9 кв. м, 140, 9 кв. м, кабинеты (1, 5, 10, 13), площадью 21, 2 кв. м, 5, 0 кв. м, 12, 5 кв. м, 6, 5 кв. м, коридоры (2, 9, 14, 17), площадью 3, 2 кв. м, 7, 3 кв. м, 5, 0 кв. м, 13, 4 кв. м, санузлы (3, 16), площадью 2, 0 кв. м, 3, 6 кв. м, умывальная (4), площадью 1, 5 кв. м, тамбуры (7, 18, 20), площадью 1, 9 кв. м, 2, 3 кв. м, 3, 0 кв. м, котельная (19), площадью 4, 7 кв. м. Мансардный этаж состоит из торговых и подсобных помещений: касса (25), площадью 4, 7 кв. м, торговый зал (27), площадью 172, 2 кв. м, подсобные (33, 36), площадью 2, 4 кв. м, 1, 9 кв. м, кабинеты (24, 26, 28, 31), площадью 33, 0 кв. м, 14, 9 кв. м, 51, 3 кв. м, 13, 0 кв. м, комната приема пищи (29), площадью 30, 0 кв. м, архив (30), площадью 7, 0 кв. м, комната отдыха (35), площадью 5, 8 кв. м, лестница (22), площадью 7, 1 кв. м, коридор (23), площадью 23, 1 кв. м, туалет (32), площадью 2, 2 кв. м и умывальник (34), площадью 7, 9 кв. м.
Согласно техническому паспорту нежилого здания с кадастровым номером N, составленному ГУП Ставропольского края "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 4 июня 2013 г, здание состоит из следующих помещений: склад (28), площадью 50, 2 кв. м в подвале; торговый зал (14), площадью 78, 1 кв. м, подсобное (2, 10), площадью 11, 9 кв. м, 10, 7 кв. м, склады (5, 6), площадью 58, 8 кв. м, 84, 9 кв. м, комната персонала (1), площадью 18, 6 кв. м, разгрузочная (11), площадью 22, 1 кв. м, кабинеты (12, 13), площадью по 9, 6 кв. м, душевая (3), площадью 3, 1 кв. м, сан.узел (4), площадью 2, 3 кв. м, лестничная клетка (7), площадью 6, 4 кв. м, коридоры (8, 15), площадью 1, 7 кв. м, 3, 6 кв. м, котельная (9), площадью 5, 5 кв. м. на первом этаже; кабинеты (18, 21, 22, 23, 24, 26), площадью 23, 9 кв. м, 17, 0 кв. м, 25, 3 кв. м, 20, 1 кв. м, 25, 2 кв. м, 15, 1 кв. м, коридоры (19, 25), площадью 1, 8 кв. м и 29, 7 кв. м, бильярдная (27), площадью 40, 9 кв. м, парная (29), площадью 4, 5 кв. м, сауна (30), площадью 31, 1 кв. м и сан.узел (20), площадью 1, 7 кв. м. на втором этаже
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Суд, исследовав документы технической инвентаризации, пришел к правильному выводу о том, что в площадь торговых помещений подлежат включению не только помещения, указанные в качестве торговых (торговый зал, касса), но и складские помещения.
Площадь помещений торгово-складского здания с кадастровым номером N: демонстрационный зал (8), площадью 25, 7 кв. м, склады (11, 12, 21), площадью 302, 3 кв. м, 13, 9 кв. м, 140, 9 кв. м, касса (25), площадью 4, 7 кв. м, торговый зал (27), площадью 172, 2 кв. м, относится к торговой площади объекта и составляет 66 % от общей площади здания.
Площадь помещений торгово-административного здания с кадастровым номером N: склад (28), площадью 50, 2 кв. м, торговый зал (14), площадью 78, 1 кв. м, склады (5, 6), площадью 58, 8 кв. м, 84, 9 кв. м, относится к торговой площади объекта и составляет 44% от общей площади здания.
Вопреки доводам административного истца возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.
Достоверность данных документов и содержащейся в них информации подтверждена иными исследованными как судом первой, так и апелляционной инстанций доказательствами и не вызывает сомнений.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имелись основания для включения зданий в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади зданий предусматривает размещение торговых объектов.
Доводы административного истца о том, что спорные объекты в целях торговой деятельности фактически не использовались, правового значения для разрешения административного спора не имеют, поскольку более 20% от общей площади зданий предназначено для использования в торговых целях.
При таких данных суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и справедливо не признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, на 2018 - 2019 годы.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, являются несостоятельными, поскольку для признания законным включения объекта недвижимости в перечень достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в пунктах 3, 4, 4.1 (в отношении отдельно стоящих зданий, строений, сооружений) или подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 (в отношении нежилых помещений, находящихся вне административно-деловых или торговых центров) статьи 378.2 НК РФ.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия признает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 29 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Луговых Оксаны Анатольевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.