Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Головкиной Л.А. и Пластинина И.В, при секретаре-помощнике судьи Кулик А.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-89/2021 по апелляционной жалобе Мишкинис Елены Юрьевны на решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года, которым удовлетворён административный иск администрации муниципального образования Смольнинское о признании недействующим решения муниципального совета муниципального образования Смольнинское от 25 ноября 2020 года N 157 "О внесении изменений в Положение "О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Смольнинское".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного истца администрации муниципального образования Смольнинское - Дударевой Е.А, представителя административного ответчика муниципального совета муниципального образования Смольнинское - Пушкарева К.А, представителя заинтересованного лица Мишкинис Е.Ю. - Котина Е.А, представителя заинтересованного лица главы муниципального образования Смольнинское - Тетюшина М.В, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2020 года муниципальным советом муниципального образования Смольнинское принято решение N 157 "О внесении изменений в Положение "О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Смольнинское" (далее - Решение), которое опубликовано 1 декабря 2020 года в газете муниципального образования "Муниципальный округ Смольнинское" N 15, а также на сайте smolninskoe.org.
Администрация муниципального образования Смольнинское обратилась с административным иском, в котором просила признать Решение недействующим, поскольку оно не было направлено главе муниципального образования для подписания и обнародования, что нарушает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и устав муниципального образования Смольнинское (далее - Устав).
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены, Решение признано недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Мишкинис Е.Ю. просит отменить решение суда и отказать в заявленных требованиях, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
На апелляционную жалобу административным истцом, административным ответчиком и прокуратурой Санкт-Петербурга представлены возражения.
Представитель заинтересованного лица Мишкинис Е.Ю. в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного истца администрации муниципального образования Смольнинское и представитель заинтересованного лица главы муниципального образования Смольнинское просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Представитель административного ответчика муниципального совета муниципального образования Смольнинское вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.
Прокурор дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не нашла оснований для отмены оспариваемого решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Частями 1 и 4 статьи 7, частью 4 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что Решение принято в пределах компетенции муниципального совета муниципального образования Смольнинское.
Согласно части 13 статьи 35, пункту 2 части 4 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 16, пункту 8 статьи 34 Устава глава муниципального образования Смольнинское в пределах полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые муниципальным советом.
Решение, принятое муниципальным советом муниципального образования Смольнинское, направляется главе муниципального образования для подписания и опубликования (обнародования) в течение 10 дней.
Таким образом, до подписания главой муниципального образования нормативный правовой акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.
Вопреки указанным положениям закона и Устава, Решение было подписано только председательствующим на заседании депутатом Мишкинис Е.Ю, главе муниципального образования в течение 10 дней не направлено, принято решение о его публикации в газете "Муниципальный округ Смольнинский" (пункт 3 Решения), опубликовано на шестой день после принятия, чем был нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, введения его в действие.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Доводы заинтересованного лица о бездействии главы муниципального образования не могут заслуживать внимания, поскольку не относятся к предмету спора.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом решении, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мишкинис Елены Юрьевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.