Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Вольной Е.Ю, Тертишниковой Л.А, при секретаре Грейсман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-35/2021 по административному исковому заявлению администрации города Омска к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заинтересованного лица ООО "Партнер-Инвест" на решение Омского областного суда от 21 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Мулярчика А.И, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица ООО "Партнер-Инвест" - Кожевниковой В.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
25 сентября 2019 года администрация города Омска обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 5 498 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 54 117 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что администрация города Омска, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно занижена, обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области (далее - Комиссия) с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной, определенной отчетом об оценке. Решением Комиссии от 16 октября 2019 года N 233 заявление административного истца удовлетворено, установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере его рыночной, определенной в представленном отчете. Решением Омского областного суда от 23 июля 2020 года по делу N 3а-170/2020 указанное решение Комиссии отменено, на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. При повторном рассмотрении заявления решением от 25 ноября 2020 года N 136 Комиссия отклонила заявление администрации города Омска, руководствуясь ранее представленным отчетом об оценке, тем самым нарушив права административного истца, как получателя арендных платежей.
Решением Омского областного суда от 21 апреля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Восстановлен административному истцу срок обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 49 075 000 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2014 года. Период применения оспариваемой кадастровой стоимости установлен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
Датой обращения администрации города Омска с заявлением постановлено считать 25 сентября 2019 года.
С принятым решением не согласился генеральный директор ООО "Партнер-Инвест", в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в размере равном его рыночной стоимости 49 075 000 рублей, с периодом применения кадастровой стоимости с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года включительно.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленный статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца администрации города Омска - Окишевым К.В, подан отзыв, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ООО "Партнер-Инвест" - Кожевникова В.В, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 10-12) земельный участок с кадастровым номером N предоставлен на праве аренды ООО "Партнер-Инвест" на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства, без проведения торгов N Д-Ц-13-203. Срок действия указанного договора с 31 октября 2017 года составляет 2 года 11 месяцев 29 дней.
Арендная плата за пользование указанным объектом недвижимости, согласно Постановлению Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года N 419-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года N 275-п" (далее - Постановление N 419-п), рассчитывается с учетом величины кадастровой стоимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 14 608 076, 04 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
25 сентября 2019 года администрация города Омска обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной, определенной отчетом об оценке.
Решением Комиссии от 16 октября 2019 года N 233 заявление административного истца удовлетворено, установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере его рыночной, определенной в представленном отчете.
Решением Омского областного суда от 23 июля 2020 года по делу N 3а-170/2020 указанное решение Комиссии отменено, на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.
Решением Комиссии от 25 ноября 2020 года N 136 заявление администрации города Омска отклонено.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде, на основании Приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года N 45-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области" кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена в размере 39 999 214, 54 рублей. Указанная кадастровая стоимость, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 4 февраля 2021 года, подлежит применению с 1 января 2021 года (том 3 л.д. 26).
Удовлетворяя административное исковое заявление и устанавливая рыночную стоимость земельного участка на основании экспертного заключения от 19 февраля 2021 года N 04/02/2021-Э, выполненного ООО "Центр интеллектуальных технологий", суд первой инстанции исходил из того, что заключение соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. При этом, административный истец не утратил право на оспаривание архивной кадастровой стоимости земельного участка, поскольку оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются его права как получателя арендных платежей, размер которых рассчитывается исходя из оспариваемой кадастровой стоимости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы, заключение обосновано и объективно, отражает ход и результаты проведенных экспертом исследований.
При таких данных экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства, оно правомерно признано достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, а следовательно, правильно положено в обоснование вывода о рыночной стоимости нежилого здания.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно восстановлен срок на обращение в суд, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Поскольку акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года N 45-п) вступил в силу в 2020 году, сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января 2021 года, в то время как с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию 25 сентября 2019 года, административное исковое заявление поступило в суд 22 декабря 2020 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия у административного истца доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка, заключенный с ООО "Партнер-Инвест", действует с 31 октября 2017 года. Размер арендной платы по договору за пользование указанным объектом недвижимости, согласно Постановлению Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года N 419-п рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. При этом, в установленный законом пятилетний срок новая кадастровая стоимость не была утверждена и до 1 января 2021 года продолжала действовать оспариваемая кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно восстановил административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку на дату обращения в суд сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. Судебная коллегия так же отмечает, что административный истец в установленный пятилетний срок (25 сентября 2019 года) обратился в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае имеет место уважительность причин пропуска процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, так как кадастровая стоимость, ставшая архивной, подлежит применению при исчислении арендной платы за пользование земельным участком, а установление такой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка имеет правовое значение для административного истца, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, являлась действующей по 31 декабря 2020 года.
Кроме того, судебная коллегия приходит у выводу о том, что суд первой инстанции, устанавливая рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года в размере 49 075 000, обоснованно исходил из того, что указанные сведения подлежат применению с 1 января 2019 года - с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2020 года N 542-п 1 января 2021 года установлено датой перехода к применению на территории Омской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку с соответствующим заявлением административный истец обратился в Комиссию 25 сентября 2019 года, датой начала применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать 1 января 2019 года.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения правильного по существу решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Омского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица ООО "Партнер-Инвест" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Кемерово) через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.