Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" на решение Иркутского областного суда от 29 июля 2021 года
по административному делу N 3а-450/2021 по административному исковому заявлению Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 12 июля 2021 года N 118/985 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 2, 3".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, возражения представителя заинтересованного лица ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФИО1, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления от 12 июля 2021 года N 118/985 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательны округам N 2, 3" (далее - Постановление N 118/985).
В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемое постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, поскольку из решений Бюро комитета ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - Бюро комитета) от 01 июля 2021 года о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу N 3 Банько С.А. и от 07 июля 2021 года о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу N 2 Качина А.С. не следует, что на заседании выдвигался список кандидатов, состоящий из двух человек и именно за список, состоящий из двух кандидатов, проходило тайное голосование. Списки кандидатов, выдвинутых избирательным объединением решением Бюро комитета от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года, в избирательную комиссию не представлены, следовательно, принятие Избирательной комиссией Иркутской области решения о заверении списка кандидатов в количестве двух человек является незаконным.
Кроме того, в дополнениях к административному иску административный истец полагал, что решение о выдвижении кандидатов ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ) на основании статьи 33 закона Иркутской области от 06 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" (далее - Закон N 18-ОЗ), предусматривающей выдвижение областного списка кандидатов избирательным объединением, недопустимо и не соответствует требованиям закона, в связи с чем решение о выдвижении избирательным объединением кандидатов на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 3 не принято, документы, необходимые для заверения списка, не представлены, что является основанием для отказа в заверении списка. При изложенных обстоятельствах заинтересованным лицом нарушен порядок выдвижения списка кандидатов и им не представлены необходимые для заверения списка кандидатов документы, что в соответствии с частью 6 статьи 32 Закона N 18-ОЗ и частью 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отказа в заверении списка.
В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Качин А.С. и Банько С.А.
Решением Иркутского областного суда от 29 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
Определениями судьи Иркутского областного суда от 30 июля 2021 года и от 03 августа 2021 года в указанном решении исправлены описки: в его вводной части вместо фамилии ФИО6 указана фамилия ФИО2, в его резолютивной части уточнен порядок обжалования судебного акта.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что выводы о законности и обоснованности Постановления N 118/985 не соответствуют обстоятельствам административного дела. Так, из решений о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года не следует, что на заседании Бюро комитета выдвигался список кандидатов, состоящий из двух человек, и именно за список, состоящий из двух кандидатов, проходило тайное голосование. При этом ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни Закон N 18-ОЗ не предоставляют избирательному объединению в рамках одной избирательной кампании принимать два решения о выдвижении соответствующего списка кандидатов. Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ во исполнение требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) уведомило 06 июля 2021 года избирательную комиссию Иркутской области о том, что заседание Бюро комитета состоится 07 июля 2021 года, в то время как исходя из положений части 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ должно было это сделать не позднее 05 июля 2021 года. Кроме того, список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением, подписан не уполномоченным на то лицом. Помимо этого, при выдвижении кандидатов на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 3 должны были быть подготовлены два списка кандидатов в депутаты представительного органа, выдвинутых избирательным объединением, и представлены два самостоятельных пакета документов, предусмотренных статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ.
Указанные обстоятельства являются основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, которым судом не дана правовая оценка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Избирательная комиссия Иркутской области, Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела N 3а-450/2021, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов в суд может обратиться избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 июня 2021 года N 44/5-3С на 19 сентября 2021 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 и депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 01 июля 2021 года N 116/963 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным округам N 2 и N 3 в количестве двух человек.
12 июля 2021 года постановлением административного ответчика N 118/985 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Иркутским областным отделением Коммунистической партии РФ на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным округам N 2 и N 3 в количестве двух человек.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец на основании части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Постановления N 118/985, подав его в установленный срок, о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте - 21 июля 2021 года.
Согласно подпунктам 1, 10 и 32 пункта 1 статьи 22 Закона N 18-ОЗ Избирательная комиссия Иркутской области организует подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории Иркутской области при подготовке и проведении указанных выборов; заверяет списки кандидатов, выдвинутые по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями; организует дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Организацию деятельности административного ответчика регламентируют статья 28 Федерального закона N 67-ФЗ, закон Иркутской области от 18 июля 2008 года N 51-ОЗ "Об Избирательной комиссии Иркутской области" и его регламент.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 3, пункта 1 статьи 18, пунктов 1 и 2 статьи 20 Регламента Избирательной комиссии Иркутской области, утвержденного постановлением от 22 января 2009 года N 2/10, решения Избирательной комиссией Иркутской области принимаются в форме постановлений. Правовые акты комиссии публикуются в установленные федеральными законами, законами области сроки в официальном печатном органе Избирательной комиссии Иркутской области - журнале "Вестник Избирательной комиссии Иркутской области", а также могут размещаться в сети "Интернет" на сайте Избирательной комиссии Иркутской области и передаваться в иные средства массовой информации. При этом в постановлении комиссии указываются дата, номер и место его принятия, полное наименование комиссии, обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления, а также нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия при его принятии. Постановление комиссии подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем (секретарем заседания) комиссии в течение суток после его принятия, если иное не установлено федеральным законом. Все решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.
Постановление N 118/985 принято правомочным составом Избирательной комиссии Иркутской области, единогласно присутствующими на заседании членами комиссии с правом решающего голоса, что подтверждается выпиской из протокола заседания Избирательной комиссии Иркутской области от 12 июля 2021 года N 118, опубликовано на официальном сайте административного ответчика в сети "Интернет".
Таким образом, судебная коллегия соглашается с позицией Избирательной комиссии Иркутской области, которая подтверждается материалами административного дела, о том, что оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции государственного органа, а также с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Согласно части 1 статьи 32 Закона N 18-ОЗ избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам в составе списка кандидатов от этого избирательного объединения по одномандатным избирательным округам.
Частью 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).
В силу пункта "и" части 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (часть 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
В силу части 4 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В силу пункта 3.5 Устава Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", принятого II чрезвычайным съездом КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - Коммунистическая партия РФ) 14 февраля 1993 года (далее - Устав Коммунистической партии РФ), региональное отделение Коммунистической партии РФ в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" создается и действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постоянно действующим руководящим органом регионального отделения Коммунистической партии РФ является Комитет (пункт 6.6 Устава Коммунистической партии РФ).
Из пункта 6.11 Устава Коммунистической партии РФ следует, что для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету регионального отделения Коммунистической партии РФ. Бюро Комитета регионального отделения Коммунистической партии РФ выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности на досрочных, повторных и дополнительных выборах.
Пункт 6.12 Устава Коммунистической партии РФ устанавливает, что заседания Бюро Комитета считаются правомочными, если на них присутствуют более половины избранных членов. Решения Бюро Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума. Решения Бюро Комитета принимаются в форме постановлений. Форма и порядок голосования определяются Бюро Комитета самостоятельно.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о выдвижении списка кандидатов на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 3 было полномочно принимать Бюро комитета.
Из материалов административного дела следует, что 29 июня 2021 года Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ уведомило Избирательную комиссию Иркутской области о проведении 01 июля 2021 года в 15 часов 00 минут заседания Бюро комитета, в повестку которого включен вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов в Законодательное Собрание Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 3.
01 июля 2021 года на заседании Бюро комитета принято постановление "О выдвижении кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 от избирательного объединения ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" списком", которым постановлено выдвинуть кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 Банько С.А. При этом на нем присутствовало 9 членов из 12, решение принято тайным голосованием единогласно.
О заседании Бюро комитета 07 июля 2021 года в 15 часов 00 минут с повесткой дня: о выдвижении кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ уведомило Избирательную комиссию Иркутской области 05 июля 2021 года, что подтверждается штампом административного ответчика на уведомлении (л.д. 112, том 1). В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ во исполнение требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ уведомило Избирательную комиссию Иркутской области о заседании Бюро комитета лишь 06 июля 2021 года, в то время как исходя из положений части 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ должно было это сделать не позднее 05 июля 2021 года, судебной коллегией не принимается, а указание в обжалуемом решении на дату уведомления 06 июля 2021 года расценивается как описка.
07 июля 2021 года на заседании Бюро комитета принято постановление "О выдвижении кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 от избирательного объединения ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" списком", согласно которому по одномандатному избирательному округу N 2 кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва выдвинут Качин А.С. Заседание было правомочным, поскольку в нем приняли участие 8 членов из 12, решение принято тайным голосованием единогласно.
Также постановлениями Бюро комитета от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года уполномоченным представителем избирательного объединения Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ на дополнительных выборах Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 3 и N 2 соответственно назначен ФИО3
Представитель заинтересованного лица при рассмотрении апелляционной жалобы объяснил, что на заседаниях Бюро комитета от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года в качестве представителя административного ответчика присутствовала ФИО4, а необходимость в проведении заседания 07 июля 2021 года возникла в связи с недостижением единогласия по кандидату в депутаты по одномандатному избирательному округу N 2.
Часть 2 статьи 32 Закона N 18-ОЗ содержит перечень документов, который при выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 55 дней до дня голосования вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 18-ОЗ, представляет в Избирательную комиссию Иркутской области.
Список кандидатов представляется в Избирательную комиссию Иркутской области на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, утверждаемой Избирательной комиссией Иркутской области. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью этого избирательного объединения (часть 3 статьи 32 Закона N 18-ОЗ).
После приема документов, указанных в части 2 статьи Закона N 18-ОЗ, Избирательная комиссия Иркутской области незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения письменное подтверждение их получения за подписью члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, принявшего документы.
Согласно части 6 статьи 32 Закона N 18-ОЗ избирательная комиссия Иркутской области в течение 3 дней со дня приема документов, указанных в части 2 статьи 32 Закона N 18-ОЗ, обязана принять решение о заверении указанного списка кандидатов либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 7 части 2 статьи 32 Закона N 18-ОЗ, несоблюдение требований к выдвижению областного списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, Федеральным законом N 67-ФЗ.
Уполномоченным представителем Иркутского областного отделения Коммунистической партии РФ ФИО5 10 июля 2021 года представлены в Избирательную комиссию Иркутской области документы для заверения списка кандидатов на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 3, что следует из письменного подтверждения административного ответчика. Указанные документы были проверены рабочей группой Избирательной комиссии Иркутской области по приему и проверке документа, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, и на их основании 12 июля 2021 года на заседании Избирательной комиссии Иркутской области принято Постановление N 118/985.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Иркутским областным отделением Коммунистической партии РФ требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ и Федеральным законом N 67-ФЗ, а также требований по предоставлению в Избирательную комиссию Иркутской области документов, необходимых для заверения списка кандидатов, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 7 части 2 статьи 32 Закона N 18-ОЗ, в связи с чем у административного ответчика не было оснований для отказа заинтересованному лицу в заверении списка кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из решений о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года не следует, что на заседании Бюро комитета выдвигался список кандидатов, состоящий из двух человек, и за этот список проходило тайное голосование, в то время как Федеральный закон N 67-ФЗ и Закон N 18-ОЗ не предоставляют избирательному объединению права в рамках одной избирательной кампании принимать два решения о выдвижении соответствующего списка кандидатов, судебной коллегией не принимаются как необоснованные.
Так, из смысла постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 43-П "По делу о проверке конституционности подпунктов "а", "е" пункта 14.1 статьи 35, подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 6 части 1, пункта 4 части 2 статьи 27 и пункта 3 части 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в связи с жалобой гражданина М.Ю.
Серяпова" следует, что положения подпунктов "а" и "е" пункта 14.1 статьи 35, подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не исключают права избирательного объединения (политической партии) в соответствии с его уставом, иными внутренними актами принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, притом что в этом решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат; не подразумевают требования к избирательному объединению (политической партии) при выдвижении им кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком представлять в организующую выборы избирательную комиссию отдельный список кандидатов, оформленный в качестве отдельного приложения к решению политической партии о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, если сведения обо всех выдвинутых в установленном порядке кандидатах с указанием избирательных округов, по которым они выдвинуты, содержатся в самом решении; не предполагают квалификации соответствующих действий избирательного объединения (политической партии) в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению ими кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, являющегося основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата.
Таким образом, поскольку решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам N 2 и N 3 было принято Бюро комитета путем тайного голосования за каждого из кандидатов, который был включен в список, оформлено отдельными постановлениями Бюро комитета от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года, в которых однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигался каждый кандидат и все необходимые сведения о нем, а список кандидатов, представленный в Избирательную комиссию Иркутской области, содержит указание на то, что он является приложением к указанным постановлениям Бюро комитета, то действия Иркутского областного отделения Коммунистической партии РФ отвечают требованиям действующего правового регулирования. Представленный список оформлен надлежащим образом и соответствует статье 35 Федерального закона N 67-ФЗ и статье 32 Закона N 18-ОЗ, в связи с чем у Избирательной комиссии Иркутской области не было оснований для отказа в его заверении. Указания на запрет избирательному объединению принимать два решения о выдвижении соответствующего списка кандидатов ни федеральное законодательство, ни Закон N 18-ОЗ не содержат, как и не содержат указания на необходимую или минимальную численность кандидатов в депутаты в списке.
Ссылку апеллянта на необходимость представления двух самостоятельных пакетов документов, предусмотренных статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ, суд апелляционной инстанции отклоняет ввиду отсутствия на то правового основания, а также нецелесообразности подготовки и представления в Избирательную комиссию Иркутской области одним избирательным объединением двух пакетов документов, приложенных к одному списку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области в целях его заверения.
Утверждение административного истца о том, что список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением, подписан не уполномоченным на то лицом, опровергается представленными материалами административного дела.
Поскольку ФИО3 постановлениями Бюро комитета от 01 июля 2021 года назначен уполномоченным представителем избирательного объединения Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ на дополнительных выборах Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3 и ему делегированы полномочия заверять список кандидатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 3, а постановлениями Бюро комитета от 07 июля 2021 года назначен уполномоченным представителем избирательного объединения Иркутское областное отделение Коммунистической партии РФ на дополнительных выборах Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 и ему делегированы полномочия заверять список кандидатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2, то заверив список кандидатов в депутаты, представленный в Избирательную комиссию Иркутской области Иркутским областным отделением Коммунистической партии РФ, в котором по одномандатному избирательному округу N 2 указан Качин А.С, а по одномандатному избирательному округу N 3 - Банько С.А, ФИО3 действовал в пределах полномочий, которыми он наделен приведенными постановлениями Бюро комитета от 01 июля 2021 года и от 07 июля 2021 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.