Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Крылова С.А, судей Замазкина А.В. и Морхова С.И, при ведении протокола помощником судьи Караханян Э.А, с участием:
старшего прокурора Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ - Лох Е.Н, осужденного Хабарова А.А. по системе видеоконференц-связи, адвоката Муртазина Ф.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Хабарова А.А. на приговор Солнцевского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 16 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Замазкина А.В, изложившего обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выступления адвоката и осужденного, просивших об удовлетворении жалобы, мнение прокурора об изменении судебных решений в части разрешения вопроса о зачете в срок наказания, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Солнцевского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года
Хабаров Андрей Андреевич, 6 июля 1982 года рождения, уроженец г. Москвы, гражданин РФ, ранее судимый:
- 4 декабря 2008 года Зюзинским районным судом г. Москвы, с учетом внесенных изменений постановлением Президиума Московского городского суда от 18 октября 2013 года по ч. 1 ст. 232, п. "а" ч. 2 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п. "а" ч. 2 ст. 2281 УК РФ к 8 годам лишения свободы, освобожден 29 апреля 2016 года по отбытии срока наказания, - 7 февраля 2017 года мировым судьей судебного участка N 14 района Зюзино г. Москвы по ч. 1 ст. 112 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года. Постановлением Солнцевского районного суда г. Москвы от 10 июля 2018 года условное осуждение отменено и наказание, назначенное приговором, постановлено исполнять реально, осужден
- по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 9 лет.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, к наказанию, назначенному по настоящему приговору, частично присоединено неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка N 14 района Зюзино г. Москвы от 7 февраля 2017 года и окончательно назначено наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии особого режима. Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения. Срок наказания исчислен с 25 июня 2019 года, в срок наказания зачтено время содержания под стражей с 26 января 2018 года по 24 июня 2019 года.
Хабаров А.А. осужден за совершение разбоя - нападения в целях хищения чужого имущества, с применением насилия опасного для жизни, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего при обстоятельствах, описанных в приговоре.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 16 октября 2019 года приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осуждённый Хабаров А.А, оспаривает законность своего осуждения, указывает, что справки, подтверждающие наличие телесных повреждений у потерпевшей, противоречивы. В двух из них указаны идентичные повреждения, а в третьей, от 23 января 2018 года указан дополнительный перелом 8 ребра, что ранее не фигурировало по делу. В заключении экспертом установлен еще более тяжелый диагноз. Отмечает, что потерпевшая самовольно покинула лечебное учреждение. Судом не учтено, что насилие применялось к потерпевшей из личных побуждений, что не могло свидетельствовать о совершении разбоя, определённых угроз, указывающих на разбойное нападение, также не высказывалось. Наличие конфликтной ситуации между ним и потерпевшей, не связанной с хищением, подтверждается показаниями по делу. Также указывает, что суд не принял во внимание показания оперативного уполномоченного ФИО6, согласно которым при личном досмотре потерпевшей ФИО7 25 января 2018 года она выдала мобильный телефон и банковскую карту, которые ей ранее вернул Хабаров А.А, что свидетельствует о том, что у Хабарова А.А. не было цели присвоить себе это имущество. Подчеркивает, что суд принял во внимание только показания потерпевшей, не оценив его показания, чем нарушил принцип равноправия, ущемил право на защиту. Просит об отмене или изменении приговора с переквалификацией его действий на ч.1 ст. 111 УК РФ и снижении наказания.
На кассационную жалобу прокурором поданы возражения, в которых он выражает свое согласие с обжалуемыми судебными решениями, не подлежащими отмене по доводам жалобы.
Судебная коллегия, выслушав участников уголовного судопроизводства, проверив материалы уголовного дела, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, приходит к следующим выводам.
Выводы суда о доказанности виновности Хабарова А.А. в совершении преступления являются правильными. Они основаны на надлежаще исследованной совокупности допустимых доказательств, проверенных по правилам их оценки, установленным ст. 88 УПК РФ.
Вопреки доводам жалобы, установление определенных фактических обстоятельств, а так же принятие одних доказательств в качестве достоверных при мотивированном отклонении других не является нарушением принципа равноправия сторон, а есть исполнение дискреционного полномочия суда по разрешению уголовного дела по существу.
В обоснование выводов о доказанности виновности осужденного положены показания потерпевшей ФИО7
В частности, из них следует, что мотивом, по которым осужденный стал ее избивать, стал отказ потерпевшей оплатить приобретение спиртного для Хабарова А.А. В период нанесения ударов, осуждённый требовал передачи банковской карты, с которой возможно списание денежных средств, без использования пароля до 1 000 рублей, а также передачи телефона.
Вопреки доводам кассационной жалобы, показания ФИО6 из которых следует, что потерпевшая выдала телефон и банковскую карту при ее досмотре в лечебном учреждении, приведены в приговоре, из которых следует, что осужденный вернул карту и телефон 22 января 2018 года, однако это никак не влияет на совершение им преступных действий 21 января 2018 года при изъятии указанного имущества.
Доводы о наличии противоречий в медицинской документации, что, по мнению осужденного, повлияло на выводы экспертного заключения, судебная коллегия отклоняет как необоснованные.
Согласно справке от 23 января 2018 года у потерпевшей установлены переломы ребер, с отметкой о её нахождении в НИИ СП имени Склифосовского Н.В. с 22 января 2018 года.
Приведенный в заключение эксперта анализ полной медицинской документации в отношении ФИО13 также свидетельствует о том, что на основании рентгенографии установлены переломы 7-10 ребер и иные телесные повреждения. При этом сама по себе справка от 23 января 2018 года не является процессуальным документом, на основании которого устанавливается степень тяжести телесного повреждения. В указанных целях, в силу положений ст. 196 УПК РФ, в обязательном порядке проводится экспертиза, что и было сделано по настоящему уголовному делу.
Оснований сомневаться в достоверности заключения судебно-медицинской экспертизы у судов нижестоящих инстанций не имелось, нет таковых и у судебной коллегии кассационного суда.
Квалификация действий осужденного, данная судом по ч. 4 ст. 162 УК РФ является верной. Хабаров А.А. совершил нападение именно в целях хищения имущества потерпевшей мобильного телефона и банковской карты, с учетом беспрепятственной возможности снятия со счета определённой суммы денежных средств. При этом было применено насилие опасное для жизни, поскольку нанесенные потерпевшей удары в области ребер привели к образованию тяжкого вреда здоровью потерпевшей, что установлено заключением экспертизы.
При назначении наказания суд учёл все характеризующие Хабарова А.А. сведения и обстоятельства. Его личность изучена надлежаще.
Указание судом на смягчающие наказание обстоятельства, признаваемые таковыми по усмотрению суда (ч. 2 ст. 61 УК РФ), свидетельствует о том, что они учтены не формально, а по существу.
Отягчающее наказание обстоятельство - рецидив преступлений по делу также установлен верно.
Применение привилегированных правил назначения наказания при рецидиве преступлений, установленных в ч. 3 ст. 68 УК РФ, является правом суда, которое может быть реализовано при наличии к тому оснований.
Судом первой инстанции, с учетом личности Хабарова А.А. ранее также привлекавшего к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений, с отбыванием реального лишения свободы, совершившего установленное обжалуемым приговором умышленное особо тяжкое преступление, сделан мотивированный вывод о применении при назначении наказания в отношении него правил ч. 2 ст. 68 УК РФ.
Судебная коллегия считает данный вывод правильным, отмечая, что фактические обстоятельства совершённого преступления указывают на то, что воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным для исправления осуждённого и достижения цели назначения наказания, среди прочего, состоящей в предупреждении совершения Хабаровым А.А. новых преступлений.
Суд сделал правильный вывод о том, что только реальное лишение свободы, связанное с наибольшими ограничениями общегражданских прав осуждённого в качестве наказания достигнет целей его назначения, а именно: исправления осуждённого, предупреждения совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости.
Разновидность рецидива преступления, как особо опасный рецидив, установлена судом верно на основании ст. 18 УК РФ.
Оснований для применения положений ст. 64 УК РФ при назначении Хабарову А.А. наказания не имелось, с этим утверждением суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Положения ст. 70 УК РФ верно применены, поскольку преступление, установленное обжалуемым приговором совершено после вступления в законную силу приговора от 7 февраля 2017 года, реальное наказание по которому отбывается с 10 июля 2018 года.
При назначении наказания судом учтены требования положений ст. ст. 6, 7, ч. ч. 1, 3 ст. 60 УК РФ.
Вместе с тем приговор подлежит изменению ввиду неправильного применения норм материального права, связанных с исчислением срока наказания производством зачета времени нахождения осужденного под стражей, после провозглашения приговора, и до в вступления приговора в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основанием отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно - процессуального права, повлиявшие на исход дела.
При этом в силу положения ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами жалобы и вправе проверить производство по делу в полном объеме.
Вносимые изменения приводят приговор в соответствие с законом и не ухудшают положение осужденного.
Апелляционной инстанцией Московского городского суда эти нарушения закона не устранены.
В соответствии с ч. 7 ст. 302 УПК РФ в обвинительном приговоре с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным, суд должен определить начало исчисления срока отбывания наказания.
Учитывая положения ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ о зачете в срок лишения свободы времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу, началом срока отбывания наказания необходимо признавать день вступления приговора в законную силу. При этом в порядке ч. 3.2 ст. 72 УК РФ в срок наказания зачитывается время содержания под стражей до вступления приговора в законную силу из расчёта один день за один день при особо опасном рецидиве.
Кроме того, как следует из показаний свидетеля - оперативного уполномоченного ФИО9, именно 25 января 2018 года Хабаров А.А. был фактически задержан, что подтверждено соответствующим рапортом (т. 1 л.д. 17). Указанный день также подлежит зачету в срок наказания по основаниям ч. 10 ст. 109 УПК РФ и ч. 3.2 ст. 72 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 401.14 ? 401.16 УПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Солнцевского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 16 октября 2019 года в отношении Хабарова Андрея Андреевича изменить.
Срок наказания Хабарову А.А. исчислять со дня вступления приговора в законную силу ? 16 октября 2019 года.
Зачесть в срок наказания осуждённому Хабарову А.А. время его задержания и содержания под стражей с 25 января 2018 года до 16 октября 2019 года на основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ из расчета один день фактического заключения под стражу за один день отбывания наказания в отношении осуждённого при особо опасном рецидиве.
В остальном судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.