Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 23 декабря 2020 г. (дело N 2а-1438/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 г. (дело N 33а-1020/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Мартыненкова Сергея Владимировича, Бересневой Людмилы Николаевны, Береснева Николая Спиридоновича, Мамоненковой Светланы Владимировны, Климовой Елены Ивановны, Андреенковой Надежды Алексеевны, Панасенковой Татьяны Ивановны, Янченкова Анатолия Васильевича, Соловьева Федора Викторовича, Лашкова Сергея Ивановича, Якубенковой Елены Вячеславовны, Тищенковой Натальи Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мартыненков С.В, Береснева Л.Н, Береснев Н.С, Мамоненкова С.В, Климова Е.И, Андреенкова Н.А, Пасенкова Т.И, Янченков А.В, Соловьев Ф.В, Лашков С.И, Якубенкова Е.В, Тищенкова Н.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконным решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02 ноября 2020 г. в части истребования у истцов дополнительных документов: проекта межевания земельного участка; документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка; документов, подтверждающих право собственности на земельные доли; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка и государственной регистрации права долей собственности на этот земельный участок.
В обоснование требований административные истцы указали, что 16 июля 2020 г. обратились в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N площадью 64249 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", 1800 м. восточнее "адрес", и государственной регистрации права долевой собственности на этот земельный участок. 30 июля 2020 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация права долевой собственности земельного участка была приостановлена, в связи с тем, что заявителями не предоставлены документы, подтверждающие право собственности на земельные доли, не приложен проект межевания земельного участка, не приложено заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка. Считают решение незаконным, так как в данном случае вопрос о возможности и законности выделения земельного участка в счет земельных долей рассмотрен в судебном порядке, по нему принято судебное решение, которое регистрирующий орган должен исполнить. Требование о предоставлении каких-либо дополнительных документов, противоречит законодательству и нарушает права административных истцов.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 23 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 г, признано незаконным уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 2 ноября 2020 г. N КУВД-001\2020-8777483\3 в части истребования у заявителей проекта межевания земельного участка, а также документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка, незаконным; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявления об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права долевой собственности от 16 июля 2020 г.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 мая 2021 г, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области Зюмочкина А.М. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм процессуального и материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Как следует из материалов дела, решением Смоленского районного суда Смоленской области от 12 марта 2020 г. удовлетворены требования Мартыненкова С.В, Бересневой Л.Н, Береснева Н.С, Мамоненковой С.В, Климовой Е.И, Андреенковой Н.А, Пасенковой Т.И, Янченкова А.В, Соловьева Ф.В, Лашкова С.И, Якубенковой Е.В, Тищенковой Н.В. к Никитину Е.С, Левиной Т.В, Сергеенковой Н.Т, Булыкиной Л.И, Булыкину В.Е, Половинченковой П.А, Гусарову В.А. о признании права собственности на земельный участок; постановлено выделить в счет земельных долей Мартыненкова С.В, Бересневой Л.Н, Береснева Н.С, Мамоненковой С.В, Климовой Е.И, Андреенковой Н.А, Пасенковой Т.И, Янченкова А.В, Соловьева Ф.В, Лашкова С.И, Якубенковой Е.В, Тищенковой Н.В. в праве долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: "адрес", 1800 м. восточнее "адрес", земельный участок площадью 64249 кв. м. (указаны координаты поворотных точек); признать право долевой собственности на земельный участок площадью 64249 кв.м (указаны координаты поворотных точек) за Мартыненковым Сергеем Владимировичем в размере 1/11 доли, Бересневой Людмилой Николаевной в размере 1/11 доли, Бересневым Николаем Спиридоновичем в размере 1/11 доли, Мамоненковой Светланой Владимировной в размере 1/11 доли, Климовой Еленой Ивановной в размере 1/11 доли, Андреенковой Надеждой Алексеевной в размере 1/11 доли, Пасенковой Татьяной Ивановной в размере 1/11 доли, Янченковым Анатолием Васильевичем в размере 1/11 доли, Соловьевым Федором Викторовичем в размере 1/11 доли, Лашковым Сергеем Ивановичем в размере 1/11 доли, Якубенковой Еленой Вячеславовной в размере 1/22 доли, Тищенковой Натальей Викторовной в размере 1/22 доли.
Решение вступило в законную силу 21 апреля 2020 г.
16 июля 2020 г. Береснева Л.Н, Мартыненков С.В, Лашков С.И, Береснев Н.С, Пасенкова Т.И, Якубенкова Е.В, Соловьёв Ф.В, Янченков А.В, Мамоненкова С.В, Тищенкова Н.В, Климова Е.И, Андренкова Н.А, обратились в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области с заявлением о постановке на кадастровый учет выделенного земельного участка и регистрации права собственности.
30 июля 2020 г. Управлением Росреестра по Смоленской области вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером N до 30 октября 2020 г, в связи с не предоставлением отдельным документом проекта межевания земельного участка, утвержденного решением собственника земельной доли; несоответствием сведений о категории земельного участка; неточностями в указании собственника земельной доли Андреенковой Н.А.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 11 сентября 2020 г. N 49 заявление на решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета от 30.07.2020 отклонено.
28 октября 2020 г. Управлением Росреестра по Смоленской области вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N, поскольку поданные дополнительные документы с приложением межевого плана имеют противоречия, что не позволяют рассматривать межевой план в качестве дополнительного документа.
2 ноября 2020 г. Управлением Росреестра по Смоленской области отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N, поскольку причины, препятствующие государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, не устранены.
Разрешая заявленные требования по существу, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решение государственного регистратора от 2 ноября 2020 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в части истребования у административных истцов проекта межевания земельного участка в виде отдельного документа, а также документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка, является незаконным, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено, что проект межевания должен быть предоставлен в виде отдельного документа.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п.п.5, 7 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (п.2 ч.4 ст.18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч.5 ст.18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно п.4 ч.8 ст.41 Закона N218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Учитывая, что для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права административными истцами помимо решения суда, был представлен межевой план, в состав которого включен проект межевания земельного участка, указанный проект межевания земельных участков утвержден собственниками земельных участков, суды пришли к правомерному выводу, что уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 2 ноября 2020 г. в части истребования у заявителей проекта межевания земельного участка, а также документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка, не соответствует закону и нарушает право административных истцов на проведение регистрационных действий в отношении земельного участка.
При этом обосновано учетно, что материалы содержат акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, а также межевой план на земельный участок с кадастровым номером N от 14 июля 2020 г. Из заключения кадастрового инженера от 10.01.2019 ООО ПКФ "Геодезия" ФИО26, возражений по поводу местоположения выделяемых земельных участков в течение месяца после опубликования объявления в газете "Рабочий путь" N236(28374) от 11.12.2018, не поступало.
Признавая неправомерным принятое Управлением Росреестра решение, судами принято во внимание, что в рассматриваемом случае административные истцы приобрели долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, на основании вступившего в законную силу судебного решения, которым преюдициально установлена совокупность условий, предусмотренных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Оснований для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, не имеется, поскольку оценка доказательствам дана судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 которой предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на земельный участок возможны только в случае предоставления проекта межевания в виде отдельного документа, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона N 218-ФЗ.
В орган регистрации прав с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности из состава земель сельскохозяйственного назначения представляется межевой план, подготовленный в соответствии с Требованиями, к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, в том числе на основании проекта межевания земельных участков. При этом Законом N 218-ФЗ не установлены требования к подготовке отдельного проекта межевания земельных участков, проект межевания земельных участков также не входит в перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в обжалованных решении и апелляционном определении.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 30 марта 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 июля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.