Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Зюлина М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 01 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 08 декабря 2020 года по административному делу по административному иску Крыловой Евгении Алексеевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании решения незаконным (дело N 2а- 1569/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя административного истца Крыловой Е.А. адвоката Кукушкиной М.В. возразившей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Крылова Е.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Крылова Е.А. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1 000 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля за N 1578 от 29.04.2020 года Крыловой Е.А. отказано в предоставлении в аренду земельного участка. Оспариваемый приказ не содержит законных оснований для отказа в удовлетворении требования о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 1 октября 2020 года постановлено:
"Административный иск Крыловой Евгении Алексеевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (без проведения торгов) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля за N 1578 от 29.04.2020 года отказе Крыловой Евгении Алексеевне в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1 000 кв.м из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
На Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля возложена обязанность повторно рассмотреть в течение месяца со дня вступления решения в законную силу заявление Крыловой Евгении Алексеевны о предоставлении земельного участка в аренду от 18 марта 2020 года, направив в Заволжский районный суд г. Ярославля сведения об исполнении судебного решения".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 08 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Заволжский районный суд г. Ярославля 28 января 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву неправильного применения судами норм материального права.
В судебном заседании представитель административного истца, возражал против удовлетворения жалобы, считает принятые по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Как следует из судебных актов и установлено судами, Крылова Е.А, как многодетная мать, состоит на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
18 марта 2020 года Крылова Е.А. обратилась с заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1 000 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" для индивидуального жилищного строительства;
Приказом N 1578 от 29 апреля 2020 года Крыловой Е.А. отказано в предоставлении в аренду земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В отношении территории, где расположен испрашиваемый земельный участок, проект межевания отсутствует (пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования административного истца суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), участок соответствует геометрической фигуре в виде прямоугольника, расположен с тремя уже сформированными земельными участками по второй линии относительно к "адрес", с имеющимся подъездом в виде местного проезда; доказательств установления согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ границ элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, и нахождения испрашиваемого земельного участка в соответствующих границах административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона Ярославкой области от 8 апреля 2015 года N 14-з "Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 закона Ярославской области от 27 апреля 2007 года N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 закона Ярославской области от 27 апреля 2007 N 22-з граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован ст.ст. 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Согласно ч.2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Из карты градостроительного зонирования города Ярославля "Границы территориальных зон" с отображением объектов застройки, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку выводы судов полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы возражения, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 01 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.