Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Цыпкиной Е.Н.
судей Драчева Д.А, Долговой Ж.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СПАО "Ингосстрах" о признании договора недействительными (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-2846/2020), по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 15 февраля 2021 года
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Драчева Д.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к СПАО "Ингосстрах" о признании договора недействительным. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей посредством электронной почты поступило предложение ответчика о заключении договора добровольного страхования принадлежащего ей автомобиля "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был дистанционно заключен указанный договор добровольного страхования (полис NGM100531295). Процедура заключения договора страхования в электронном виде включает в себя заполнение анкеты-заявления, в которой, в том числе, указываются страховые риски. Их перечень в анкете-заявлении является закрытым, заявитель может исключить какие-либо из них, но внесение дополнительных страховых рисков не предусмотрено. Истец указывает, что ею были оставлены все виды предлагаемых страховых рисков, поскольку она имела намерение осуществить полное страхование автомобиля с целью защиты его от угона и полной гибели. После заполнения анкеты-заявления страховая компания в зависимости от количества выбранных страховых рисков высылает посредством электронной почты счет на оплату полиса. После того, как оплата произведена, клиенту также посредством электронной почты высылается страховой полис.
ДД.ММ.ГГГГ произошла полная гибель транспортного средства, принадлежащего ФИО1, автомобиль полностью уничтожен огнем и восстановлению не подлежит.
Истец обратилась в страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая, однако ДД.ММ.ГГГГ в выплате страхового возмещения было отказано со ссылкой на то, что самовозгорание автомобиля является отдельным страховым риском, не охваченным заключенным между истцом и ответчиком договором страхования.
Не согласившись с отказом в выплате страхового возмещения, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к СПАО "Ингосстрах" о взыскании страхового возмещения.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N2- 2005/19 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Однако судом не исследовался вопрос о волеизъявлении истца при заключении договора добровольного страхования, которое было направлено на страхование транспортного средства от угона и полной гибели. Анкета-заявление не позволила выбрать риск самовозгорания, как отдельного страхового риска.
Истец полагает, что, как потребитель услуг, она не имеет обязанности разбираться в особенностях законодательства о добровольном страховании. Фактически страховая компания при заключении договора страхования ввела потребителя в заблуждение относительно объема страховых рисков.
На основании изложенного, истец просил признать недействительным договор добровольного страхования транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ в той части, которая определяет неконтролируемое горение, возникшее в результате самовозгорания, как самостоятельный страховой риск, не охваченный риском "полная гибель".
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
ФИО1 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, принять новое судебное постановление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судебными инстанциями, ДД.ММ.ГГГГ между СПАО "Ингосстрах" и ФИО1 заключен договор добровольного страхования транспортного средства Opel Mokka, гос.рег.знак Е 307 ВО 76 от ущерба, угона и иных сопутствующих рисков в соответствии с Правилами страхования автотранспортных средств утв. ДД.ММ.ГГГГ. По данному договору были застрахованы риски "Угон без документов и ключей" и "Ущерб с условие "Только "Полная гибель" ("Прагматик"). Указанный договор был заключен в электронном виде на сайте www.ingos.ru.
Срок действия договора NGM 100531295 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма страховой премии составляет 14 094 рубля 00 копеек, премия рассчитана в соответствии с параметрами расчета и оплачена истцом в полном объеме.
Страховая сумма по договору составляет 700 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в СПАО "Ингосстрах" с заявлением о повреждении транспортного средства, а именно, о полной его гибели в результате пожара.
В ходе проверки ОНДиПР по "адрес" УНДиПР ГУ МЧС России по "адрес" по факту пожара установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 двигаясь на своем автомобиле возле "адрес", заметила на панели приборов включение контрольной лампы аккумуляторной батареи, после чего почувствовала посторонний запах в салоне. ФИО1, остановив автомобиль на обочине дороги и заглушив двигатель, вышла на улицу и обнаружила дым, идущий из-под капота автомобиля в районе ветрового стекла. Согласно выводам технического заключения ФГБУ "СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория по "адрес" N N от ДД.ММ.ГГГГ, очаг пожара находился в моторном отсеке автомобиля, предполагаемым источником зажигания послужило воспламенение паров топлива при контакте их с нагретыми поверхностями узлов и агрегатов автомобиля.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в выплате страхового возмещения было отказано в связи с тем, что произошедшее событие не признано страховым случаем.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 января 2020 года, по делу N 2-2005/19 ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к СПАО "Ингосстрах" о взыскании страхового возмещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 166, 167, 422, 929, 942, 943 ГК РФ, ст. 61 ГПК РФ, исходил из недоказанности нарушения страховой компанией прав истца при заключении договора страхования, как и совершения истцом сделки под влиянием заблуждения.
С указанными выводами согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, отклонив как не основанные на нормах материального права, представленных доказательствах и фактических обстоятельствах дела доводы истца о введении ее в заблуждение при страховании транспортного средства, указав на то, что при заключении договора истец была извещена обо всех условиях страхования, указанных в Правилах страхования. Правила страхования размещены на официальном сайте СПАО "Ингосстрах".
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы, основаны на обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Материальный закон истолкован и применен судами первой и апелляционной инстанциями правильно, с учетом установленных обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановленного решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке, не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе возражения выражают несогласие с выводами, изложенными в решении суда и апелляционном определении, аналогичны доводам, приводимым при рассмотрении спора, и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных апелляционным судом обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном рассмотрении.
Отмена или изменение судебных постановлений в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Указаний на судебную ошибку поданная кассационная жалоба не содержит. При вынесении оспариваемых судебных актов существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.