Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Щегловой Е.С., рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе Лубянова Евгения Львовича на решение мирового судьи судебного участка N 5 Фрунзенского судебного района города Иваново от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 января 2021 г.
по гражданскому делу по иску Товарищества собственников жилья "Дом N 18 по улице Зеленая" к Лубянову Евгению Львовичу о взыскании задолженности за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1601/2020),
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" обратилось в суд с иском к Лубянову Е.Л. Львовичу о взыскании задолженности за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", управление которым осуществляет истец на основании решения общего собрания собственников помещений от 15 мая 2006 г.
По данным ЕГРН, Лубянов Е.Л. является собственником машино-мест, общей площадью 117, 5 кв.м, расположенных в подвале указанного многоквартирного дома, и имеет задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с декабря 2017 г. по октябрь 2019 г. в размере 26 925, 29 руб.
В этой связи, ссылаясь на статьи 210, 249, 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 36, 39, 153, 155 Жилищно кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с декабря 2017 г. по октябрь 2019г, в размере 26 925, 29 руб, пени 4460, 23 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 5 Фрунзенского судебного района города Иваново от 17 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 января 2021 г, иск удовлетворен частично. С Лубянова Е.Л. в пользу ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" взыскана задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с декабря 2017 г. по октябрь 2019 г. в размере 26 925, 29 руб, пени в размере 3 178, 24 руб, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 103, 12 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Лубянов Е.Л. просил отменить решение мирового судьи и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверка материалов гражданского дела в порядке, установленном частью 10 статьи 379.5, статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судьей единолично без проведения судебного заседания в пределах доводов кассационной жалобы и письменных возражений на нее, показала, что отсутствуют основания, с которыми статья 379.7 ГПК РФ связывает возможность отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Судами установлено, что ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" с 15 мая 2006г. осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес".
Выписками из ЕГРН подтверждается, что Лубянову Е.Л. принадлежат на праве собственности следующие нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: "адрес": площадью 13, 3 кв.м, кадастровый N; площадью 15, 6 кв. м, кадастровый N; площадью 12, 2 кв.м, кадастровый N; площадью 13, 1 кв.м, кадастровый N; площадью 12, 7 кв. м, кадастровый N; площадью 12, 1 кв.м, кадастровый N; площадью 12, 7 кв.м, кадастровый N; площадью 12, 4 кв.м, кадастровый N; площадью 13, 4 кв.м, кадастровый N.
Членом ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" Лубянов Е.Л. не является.
Протоколами общего собрания членов ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" от 1 декабря 2016 г. N 16, от 30 ноября 2017 г. N 17/1, от 29 ноября 2018 г. утвержден размер обязательных платежей для собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома: на 2017 г. - в размере 15, 10 руб. за 1 кв.м в месяц; на 2018 г. - в размере 14, 50 руб. за 1 кв.м в месяц; на 2019 г. - в размере - 15, 10 руб. за 1 кв.м. в месяц.
Из дела также следует, что с декабря 2017 г. по октябрь 2019 г. ответчик не оплачивал выставляемые истцом счета по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 26 925, 92 руб.
Разрешая настоящий спор, мировой судья исходил из того, что между сторонами сложись правоотношения в связи с предоставлением товариществом собственников жилья гражданину - потребителю коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, регулируемые пунктом 1 статьи 6, статьями 210, 249, 292 ГК РФ, статьями 36, 39, 44, 135, 143.1, 145, 153-157, 161 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Основанием для частичного удовлетворения иска послужили выводы суда первой инстанции о том, что решения общего собрания членов ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" от 1 декабря 2016 г, от 30 ноября 2017 г. и от 29 ноября 2018 г, которыми был установлен размер платы за услуги по содержанию и ремонту имущества общего пользования товарищества, а также утверждены отчеты председателя ТСЖ о его финансово-хозяйственной деятельности за год, в том числе о расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома, являлись обязательными для всех собственников помещений многоквартирного дома, в том числе для ответчика как собственника нежилых помещений (машино-мест), так как они не были признаны недействительными в установленном законом порядке.
При этом, мировой судья исходил из того, что само по себе отсутствие у ответчика членства в ТСЖ и письменного договора о предоставлении ему жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, фактически предоставляемых истцом, не освобождает от обязанностей по оплате таких услуг, прямо предусмотренной нормами ГК РФ, ЖК РФ и Правилами N 354, по тарифам, установленным общим собранием членов ТСЖ и собственников помещений в многоквартирном доме.
С указанными выводами мирового судьи полностью согласился суд апелляционной инстанции, признав их соответствующими нормам материального права, установленным юридически значимым обстоятельствам по делу, основанными на всесторонней правовой оценке доказательств, представленных сторонами в ходе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Лубянова Е.Л. обязанности вносить в пользу ТСЖ "Дом N 18 по улице Зеленая" оплату за жилищно-коммунальные услуги в занимаемых им нежилых помещениях повторяют возражения на иск и доводы апелляционной жалобы. Они были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в обжалуемых судебных постановлениях, не согласиться с которой оснований не имеется.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).
Из пунктов 1, 2 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что машино-места как части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств, приравниваются к нежилым помещениям в многоквартирном доме, собственники которых обязаны ежемесячно оплачивать плату за их содержание и включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также коммунальные услуги, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, размер платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При разрешении настоящего спора судами правильно применены приведенные нормы материального права с учетом разъяснений пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" и правовых позиций, приведенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 5-П, от 12 апреля 2016 г. N 10-П, определениях от 21 октября 2008 г. N 805-О-О, от 22 апреля 2014 г. N 947-О, от 26 мая 2016 г. N 959-О и других.
В целом доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, в жалобе не содержатся ссылки на обстоятельства, которые нуждались бы в дополнительной проверке, доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции с учетом ограничений, установленных частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
Суды обоснованно приняли во внимание обстоятельства дела, указывающие на то, что нежилые помещения (машино-места), находящиеся в собственности ответчика, расположены в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, имеют ту же адресную часть, являются его составной частью и расположены на одном земельном участке.
В этой связи, судами сделаны верные выводы о том, что именно от истца ответчик получал в нежилых помещениях услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Суды правомерно не входили в обсуждение вопросов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также наличия или отсутствия перерывов в их предоставлении, так как свое несогласие с требованиями истца о внесении платы за услуги по содержанию общего имущества дома ответчик связывал исключительно с отсутствием у него обязанности вносить такую плату.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 ГПК РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Второй кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 5 Фрунзенского судебного района города Иваново от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение Фрунзенского районного суда города Иваново от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лубянова Евгения Львовича - без удовлетворения.
Судья подпись Щеглова Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.