Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Жабиной Н.А.
судей Федоренко И.В, Лымарева В.И.
при секретаре Буйлушкиной Н.Н.
с участием прокурора Скуратовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-869/2020 по иску Министерства обороны Российской Федерации к МезИ. И. Р, М.Е.А. о признании ордера прекращенным и выселении без предоставления другого жилого помещения, по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 21 декабря 2020 года, которым в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации к МезИ. И. Р, М.Е.А. о признании ордера прекращенным и выселении без предоставления другого жилого помещения - отказано.
Заслушав доклад судьи Федоренко И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Мезиной И.Р. и М.Е.А. о признании прекращенным ордера на служебное жилое помещение от 25 февраля 2005 года N 974, на основании которого ответчики проживают в "адрес", и выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указало, что спорное жилое помещение находится на балансе в ФГКУ "Северо - Кавказское территориальное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Мезина И.Р. и М.Е.А. вселились в спорную квартиру в 2005 году на основании решения жилищной комиссии Второй Волгоградской КЭЧ района от 24 января 2005 года N 2, в связи с наличием трудовых отношений с учреждениями Министерства обороны Российской Федерации Мезиной И.Р. с 2004 года по 2010 год Постановлением администрации Калачевского района Волгоградской области от 28 апреля 1998 года N 120 вышеуказанное жилое помещение включено в число служебных.
Мезина И.Р. и М.Е.А. зарегистрированы по месту жительства в спорном жилом помещении, однако в настоящее время никто из них в трудовых отношениях с Минобороны Российской Федерации не состоит, они не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Обстоятельств невозможности выселения их из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения нет.
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации направляло ответчикам уведомление от 18 октября 2019 года N 15-22/2984 о необходимости освобождения специализированного жилого помещения. Однако в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета по указанному адресу ответчики отказываются, а поэтому в соответствии с действующим законодательством они подлежат выселению в судебном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации, оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу Мезиной И.Р. и ее представителя Демидовой О.А, заключение прокурора Скуратовой И.А, полагавшей, что решение является законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 части 1, части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в качестве которых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения предназначены, в том числе для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Исходя из положений статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются гражданам по договору найма специализированного жилого помещения, который заключается на основании решения о предоставлении такого жилого помещения, для временного проживания в нем.
Согласно части 1 статьи 102, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. Договор найма служебного жилого помещения заключается, в том числе, на период трудовых отношений, прекращение которых является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Согласно пункту 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, не могут быть выселены: одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, жилое помещение по адресу: "адрес", отнесено к служебному жилому фонду в соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР постановлением главы администрации Калачевского района Волгоградской области от 28 апреля 1998 года N 120.
Согласно инвентарной карточке нефинансовых средств N "... " от 30 декабря 2019 года жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", состоит на балансе ФГКУ "Северо - Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из копий паспортов ответчиков Мезиной И.Р. и М.Е.А. следует, что в спорном жилом помещении они зарегистрированы с 4 апреля 2005 года.
Из акта осмотра служебного жилого помещения от 17 мая 2020 года следует, что в служебном жилом помещении по адресу: "адрес" фактически проживают Мезина И.Р. и М.Е.А.
Из копии трудовой книжки Мезиной И.Р. видно, что последняя с июня 2004 года по июнь 2010 года работала "... " во Второй Волгоградской КЭЧ района. Уволена по собственному желанию 1 июня 2010 года.
25 февраля 2005 года Мезиной И.Р. был выдан ордер на служебное жилое помещение N 974, расположенное по адресу: "адрес", на состав семьи 3 человека: сама Мезина И.Р. и двое её детей, в том числе несовершеннолетняя дочь М.Е.А, "... " года рождения.
Основание выдачи ордера - решение жилищной комиссии Второй Волгоградской КЭЧ района.
Ответчики Мезина И.Р. и М.Е.А. другой жилой площади для проживания не имеют; проживают в спорной квартире до настоящего времени, производят оплату жилищно-коммунальных и иных платежей, задолженности не имеют.
Кроме того, постановлением N 161 от 30 ноября 2002 года, вынесенным главой Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, Мезина И.Р. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
С учетом установленных по делу обстоятельств, рассматривая заявленные истцом требования о выселении ответчиков из служебного жилого помещения, суд учитывает, что на дату возникновения отношений по пользованию специализированными жилыми помещениями действовал Жилищный кодекс РСФС.
В соответствии статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статья 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, невозможность выселения граждан, без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 108 Жилищного кодекса РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Мезина И.Р. являлась одинокой матерью с проживающими вместе с ней несовершеннолетними детьми, в связи с чем ее выселение без предоставления другого жилого помещения не допускалось законом. Сведений о том, что Мезина И.Р. вступала в другой брак в материалы дела не представлено, она проживала и проживает совместно с дочерью М.Е.А, "... " года рождения.
Мезина И.Р. как одинокий родитель, имеющая несовершеннолетнего ребенка, не может быть выселена из жилого помещения, поскольку на неё распространяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР о невозможности выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. К служебным спорное жилое помещение отнесено в 1998 году, то есть до вселения в него семьи Мезиных.
На праве собственности жилых помещений ответчики не имели и в настоящее время не имеют, Мезина И.Р. состоит на учете в органе местного самоуправления как нуждающаяся в жилом помещении, что видно из текста постановления N 161 от 30 ноября 2020 года, вынесенного главой Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Вместе с тем, жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации Мезина И.Р. и М.Е.А. до настоящего времени не обеспечены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчики Мезина И.Р. и М.Е.А. не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и имеют право проживать в нем. На ответчиков Мезину И.Р. и М.Е.А. в силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" распространяется действие гарантий, установленных пунктом 12 статьи 108 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, соответственно требования о признании прекращенным ордера на служебное жилое помещение N 1974 от 25 февраля 2005 года удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с постановленным по делу решением.
Доводы жалобы фактически повторяют доводы искового заявления, которые были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Как уже указывалось, согласно пункту 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежат выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
По данному делу установлено, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года) Мезина И.Р. являлась одиноким лицом с проживающим вместе с ней несовершеннолетним ребенком и она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При таком положении, при разрешении настоящего спора имеются основания для применения положений статьи 13 Вводного закона, и выселение ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается, соответственно отсутствуют основания для их выселения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, оснований для отмены постановленного решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 21 декабря 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.