2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Соседова Д.Е.
и судей - Кулибабы Г.Л, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Бондаренко М.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-50/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего "..Управления." "звание... " Бородатого Валерия Владимировича об оспаривании действий жилищной комиссии данного управления, связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 2 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выступления административного истца Бородатого В.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы и представителя административных ответчиков - Макаровой Н.С. в поддержание вынесенного судебного решения, окружной военный суд
установил:
Бородатый В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением жилищной комиссии "..Управления." от 8 декабря 2020 года (выписка из протокола заседания жилищной комиссии N 9) ему с супругой отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе "адрес" на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть ввиду представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на данном учёте. При этом причиной для приведённого отказа послужило то обстоятельство, что административный истец и его супруга обеспечены в городе "адрес" жилым помещением по нормам, предусмотренным Решением Думы городского округа "Город Чита" от 10 ноября 2005 года N 185.
Полагая свои права нарушенными, Бородатый В.В. просил суд признать данные действия жилищной комиссии "..Управления." незаконными и обязать указанную комиссию принять его с супругой на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе "адрес".
Читинский гарнизонный военный суд решением от 2 марта 2021 года отказал Бородатому В.В в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, в обоснование приводя следующие доводы.
Констатируя и анализируя положения статей 2, 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", 31, 51, 57 ЖК РФ, 226 и 295 КАС РФ, автор жалобы утверждает, что суд первой инстанции при вынесении решения допустил нарушения норм материального и процессуального права. Так, суд неправомерно увеличил состав его семьи, включив в него его совершеннолетнего сына, проживающего за границей, и мать последнего, с которой тот также не ведёт совместного хозяйства.
На указанную апелляционную жалобу представителем административных ответчиков - Царёвым С.В. поданы возражения, в которых он полагает необходимым оспариваемое судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу абзаца 3 п. 1 указанной статьи Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 13 п. 1 этой же статьи Закона военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации" (далее - Правила), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Согласно частям 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с указанным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители этого собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14, для признания названных выше лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ собственник вправе использовать принадлежащее ему жилое помещение, как для собственного проживания, так и для проживания членов своей семьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из заявления от 31 августа 2020 года Бородатого В.В. в жилищную комиссию "..Управления.", в данном заявлении он просит принять его с составом семьи - 2 человека (он и его супруга - "ФИО"1) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе "адрес" Из этого же заявления и других материалов административного дела также следует, что административный истец по состоянию на 31 августа 2020 года имел 35 лет 1 месяц 2 дня календарной выслуги лет, заключив первый контракт о прохождении военной службы 30 июня 1989 года, вследствие чего он относится к категории военнослужащих, указанных в абзаце 3 п. 1 статьи 15 Закона.
Из копий выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - ЕГРН) по Забайкальскому краю от 10 февраля 2021 года видно, что правообладателем жилого помещения общей площадью 58, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", является сын Бородатого В.В. и "ФИО"1 - "ФИО"2, названные же супруги жилых помещений в собственности не имеют. При этом, фактически, они с супругой проживают в данной квартире, которую ранее приобрели в долевую собственность, а затем передали в собственность сыну по договору дарению, что подтверждается приведённым выше заявлением административного истца от 31 августа 2020 года, а также его показаниями в судебном заседании и его рапортом председателю жилищной комиссии "..Управления." от 28 августа 2020 года.
Из показаний Бородатого В.В. в судебном заседании также усматривается, что в настоящее время он проживает со своей матерью - "ФИО"3 в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении общей площадью 40, 7 кв. м, расположенном по адресу: "адрес", вместе с тем он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес".
Из копии решения жилищной комиссии "..Управления." от 8 декабря 2020 года (выписка из протокола заседания жилищной комиссии N 9) административному истцу с супругой отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе "адрес" на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть ввиду представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на данном учёте.
В соответствии с Решением Думы городского округа "Город Чита" от 15 апреля 2010 года N 83 "О внесении изменения в решение Думы городского округа "Город Чита" от 10 ноября 2005 года N 185 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа "Город Чита" учётная норма площади жилого помещения в городе Чите установлена в размере 14 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, окружной военный суд считает, что Бородатый В.В. и его супруга, вселившись в жилое помещение общей площадью 58, 3 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого является их сын - "ФИО"2, приобрели статус членов семьи собственника жилого помещения. При этом фактическое проживание их сына за границей на данный вывод суда апелляционной инстанции не влияет, поскольку последний, как собственник жилого помещения, вправе пользоваться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению.
Учитывая вышеприведённое, административный истец и его супруга не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе "адрес", поскольку обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более учётной нормы, установленной в данном населённом пункте (58, 3 кв. м : 3 чел. = 19, 43 кв. м), вследствие чего действия жилищной комиссии "..Управления.", отказавшей решением от 8 декабря 2020 года Бородатому В.В. с составом семьи в постановке на учёт в указанном качестве, являются правомерными.
В силу изложенного, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 2 марта 2021 года по административному делу N 2 а-50/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего "..Управления." "звание... " Бородатого Валерия Владимировича об оспаривании действий жилищной комиссии данного управления, связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и с этого дня в течение шести месяцев может быть обжаловано в суд кассационной инстанции. Кассационная жалоба, подаваемая в Кассационный военный суд, подаётся через суд первой инстанции - Читинский гарнизонный военный суд.
Дата составления мотивированного апелляционного определения - 23 июля 2021 года.
Председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: Г.Л. Кулибаба
М.Ф. Даутов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.