Московский городской суд в составе председательствующего судьи
Мушниковой Н.Е, при помощнике судьи
Прокопенко А.А, с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы
Суржанской М.П, обвиняемого
Тараскина С.В, адвоката
Лепинских С.А, представившего удостоверение N2996 и ордер N.., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Лепинских С.А. на постановление Зеленоградского районного суда города Москвы от 23 июня 2021 года, которым
Тараскину Сергею Вячеславовичу,.., ранее несудимому, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ, продлен срок содержания под домашним арестом на 2 месяца 00 суток, а всего до 9 месяцев 22 суток, то есть до 25 августа 2021 года, с сохранением ранее установленных в соответствии со ст. 107 УПК РФ запретов и ограничений.
Изучив материалы дела, выслушав по доводам апелляционной жалобы мнения обвиняемого Тараскина С.В, адвоката Лепинских С.А, прокурора Суржанской М.П, суд апелляционной инстанции
установил:
25 сентября 2020 года СО по Зеленоградскому административному округу ГСУ СК России по г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ.
3 ноября 2020 года в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ, задержан Тараскин С.В, допрошен в качестве подозреваемого, после чего ему предъявлено обвинение в совершении указанного преступления.
05 ноября 2020 года на основании постановления Зеленоградского районного суда г. Москвы в отношении Тараскина С.В. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на 1 месяц 22 суток, то есть до 25 декабря 2020 года по адресу:... Обвиняемому запрещено: покидать и менять без письменного разрешения следователя и суда место фактического проживания, за исключением посещения учреждений здравоохранения для получения медицинской помощи при наличии соответствующих оснований, с разрешения лиц, осуществляющих производство по уголовному делу и контролирующего органа; общаться без письменного разрешения следователя и суда с любыми лицами, за исключением близких родственников, круг которых определен законом, защитником по уголовному делу, сотрудниками органа предварительного следствия и контролирующего органа; получать и отправлять корреспонденцию, в том числе письма, посылки, телеграммы, электронные послания; делать через средства массовой информации сообщения, заявления, обращения и комментарии по настоящему уголовному делу; вести переговоры без письменного разрешения следователя и суда с использованием любых средств связи, включая телефон и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Срок действия меры пресечения в виде домашнего ареста в дальнейшем неоднократно продлевался в установленном порядке, в том числе 22 апреля 2021 года срок содержания Тараскина С.В. под домашним арестом продлен на 2 месяца, а всего до 7 месяцев 22 суток, то есть до 25 июня 2021 года.
Срок следствия по уголовному делу продлен заместителем руководителя ГСУ СК России по г. Москве до 25 августа 2021 года.
Следователь с согласия руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве обратился в Зеленоградский районный суд г. Москвы с ходатайством о продлении Тараскину С.В. срока содержания под домашним арестом на 2 месяца 00 суток, а всего до 9 месяцев 22 суток, то есть до 25 августа 2021 года.
Постановлением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 23 июня 2021 года срок содержания Тараскина С.В. под домашним арестом продлен на 2 месяца 00 суток, а всего до 9 месяцев 22 суток, то есть до 25 августа 2021 года с сохранением ранее установленных судом ограничений и запретов.
В апелляционной жалобе адвокат Лепинских С.А, выражая несогласие с судебным решением, полагает, что постановление суда является необоснованным и несправедливым. Указывает, что сама по себе тяжесть преступления, в совершении которого обвиняется Тараскин С.В, не может являться основанием для продления ранее избранной меры пресечения. Считает, что следователем не было приведено убедительных доводов о том, каким образом обвиняемый может воспрепятствовать производству по делу. Указывает, что деятельность Тараскина С.В. носит мирный характер, осуществляется гласно и публично, в связи с чем вся интересующая следствие информация находится в открытом доступе и ее сбор не представляет особой сложности. Полагает, что доводы следствия о том, что Тараскин С.В, находясь на свободе, может скрыться от следствия и суда, принять меры к уничтожению доказательств, иным путем воспрепятствовать производству по делу, являются надуманными и голословными, поскольку с 25 сентября 2020 года никаких действий Тараскин С.В. не предпринимал. Отмечает, что Тараскин С.В. был незаконно, при наличии не вступившего в законную силу постановления суда о назначении экспертизы, помещен следователем для проведения стационарной комплексной судебно-психиатрической экспертизы в ФГБУ "НМИЦ им. В.П. Сербского", и согласно заключению экспертизы он не нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, что, по мнению адвоката, свидетельствует об отсутствии необходимости постоянного нахождения Тараскина С.В. под домашним арестом. Отмечает, что в течение всего следствия Тараскин С.В. добросовестно являлся на следственные действия и не допускал нарушений установленных ограничений и запретов. Полагает, что суд при рассмотрении ходатайства следователя не учел общепризнанных принципов и норм международного права и в недостаточной степени учел данные о личности обвиняемого, его социальный статус, востребованность его профессии, семейное положение, наличие на его иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Отмечает, что Тараскин С.В. ранее не судим, является законопослушным патриотом своей родины, офицером вооруженных сил СССР, имеет два высших образования, работает врачом-стоматологом, состоит в браке, имеет постоянную регистрацию и место жительства. Обращает внимание на положительные характеристики Тараскина С.В, на его безупречное поведение в период производства предварительного расследования по уголовному делу. Полагает, что Тараскин С.В. не может оказать воздействие на свидетелей обвинения, учитывая, что таковыми являются оперативные сотрудники. Считает, что суд в постановлении не привел конкретные фактические обстоятельства, обосновывающие продление меры пресечения в виде домашнего ареста. Ставит под сомнение законность и обоснованность возбуждения уголовного дела в отношении Тараскина С.В. по ч.1 ст. 282.2 УК РФ. Полагает, что суд проявил необоснованную строгость, не предоставив Тараскину С.В. необходимого времени на ежедневную прогулку на свежем воздухе. Полагает, что выводы суда, изложенные в постановлении, не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании. Указывает, что в отношении Тараскина С.В. не могут быть применены законы Российской Федерации, поскольку убедительных доводов того, что обвиняемый является гражданином Российской Федерации не имеется. Просит постановление Зеленоградского районного суда г..Москвы от 23 июня 2021 года в отношении Тараскина С.В. отменить, изменить Тараскину С.В. меру пресечения на иную, более мягкую.
В судебном заседании обвиняемый Тараскин С.В, адвокат Лепинских С.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Прокурор Суржанская М.П. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила постановление суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу требований ст. 107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля.
Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда до 6 месяцев, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, в случаях особой сложности уголовного дела, до 12 месяцев.
В соответствии со ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК РФ.
Как видно из представленных материалов, при решении вопроса о продлении срока содержания обвиняемого Тараскина С.В. под домашним арестом суд оценил объем следственных и процессуальных действий, которые необходимо выполнить по уголовному делу для завершения расследования, при этом оснований для вывода о том, что по делу допущена волокита, не имеется, поскольку, как следует из представленных материалов и ходатайства следователя, за период времени с момента возбуждения уголовного дела по нему велась и активно ведется следственная работа, в том числе с участием Тараскина С.В. Оснований полагать, что предварительное расследование по делу осуществляется с нарушением требований закона о разумности сроков уголовного судопроизводства, не имеется. Судом также приняты во внимание и признаны обоснованными доводы следователя об особой сложности уголовного дела, мотивированные необходимостью производства значительного объема следственных и процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного преступления, длительных судебных экспертиз.
Рассмотрев ходатайство следователя, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, убедился в достаточности данных о событии преступления, обоснованности подозрений органа предварительного расследования в причастности Тараскина С.В. к совершенному преступлению и обоснованно принял решение о продлении ему срока домашнего ареста, при этом суд учел, что Тараскин С.В. обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории тяжкого, наказание за которое предусмотрено на срок свыше трех лет лишения свободы, а также фактические обстоятельства дела, данные о личности обвиняемого. Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции согласился с доводами следователя о наличии достаточных оснований полагать, что Тараскин С.В. в условиях применения к нему иной, более мягкой, меры пресечения, может скрыться от предварительного следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей, иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Из материалов следует, что указанные следователем обстоятельства подтверждаются конкретными фактическими данными, представленными в обоснование ходатайства о продлении срока содержания Тараскина С.В. под домашним арестом, а поэтому доводы адвоката о том, что продление срока содержания обвиняемого под домашним арестом произведено незаконно, при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и обусловлено лишь тяжестью предъявленного обвинения, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Выводы суда о продлении срока домашнего ареста обвиняемому Тараскину С.В. и невозможности избрания в отношении него иной, более мягкой, меры пресечения, в постановлении суда надлежащим образом мотивированы и основаны на материалах, подтверждающих обоснованность принятого решения.
При решении вопроса о продлении срока содержания Тараскина С.В. под домашним арестом суд первой инстанции учел данные о личности обвиняемого, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, однако не счел их достаточными и безусловными для применения в отношении Тараскина С.В. иной, более мягкой, меры пресечения.
Суд первой инстанции также учел, что следователем было представлено отвечающее требованиям уголовно-процессуального закона ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого Тараскина С.В. под домашним арестом, которое составлено уполномоченным должностным лицом-следователем, в производстве которого находится уголовное дело, в рамках возбужденного уголовного дела, срок следствия по которому продлен в установленном порядке, и с согласия соответствующего руководителя следственного органа.
Уголовное дело, вопреки доводам адвоката, возбуждено в соответствии с требованиями ст. 146 УПК РФ. Избрание меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении Тараскина С.В. произведено на основании судебного решения вступившего в законную силу. Обвинение Тараскину СВ. предъявлено с учетом положений главы 23 УПК РФ.
Ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого Тараскина С.В. под домашним арестом рассмотрено судом с соблюдением положений ст. 15 УПК РФ, в условиях состязательности сторон и при обеспечении участникам судопроизводства возможности обосновать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Доводы стороны защиты о необоснованности продления избранной Тараскину С.В. меры пресечения, равно как и ходатайства об изменении обвиняемому меры пресечения на иную, более мягкую, были предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в постановлении. Нарушений требований ч. 2 ст. 109 УПК РФ по делу не допущено.
Судебное решение с указанием конкретных фактических обстоятельств для продления срока содержания под домашним арестом в отношении Тараскина С.В. основано на объективных данных, содержащихся в представленном материале, и принято в соответствии с положениями ст. 107, 109 УПК РФ, с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок продления обвиняемому срока содержания под домашним арестом, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приведены конкретные доказательства, подтверждающие необходимость продления срока содержания обвиняемого под домашним арестом и невозможность изменения меры пресечения на иную, более мягкую, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции не может признать состоятельными.
Возложенные на Тараскина С.В. запреты и ограничения соответствуют требованиям ст. 107 УПК РФ, направлены на обеспечение интересов правосудия, и по своему виду и характеру отвечают принципам уголовного судопроизводства. Доводы стороны защиты о предоставлении обвиняемому Тараскину С.В. в условиях домашнего ареста возможности покидать жилое помещение для осуществления прогулок противоречат требованиям уголовно-процессуального закона, в частности ст. 107 УПК РФ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о продлении срока содержания Тараскина С.В. под домашним арестом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения в отношении обвиняемого меры пресечения на иную, более мягкую, в том числе на запрет определенных действий, принимая во внимание фактические обстоятельства преступления, в совершении которого обвиняется Тараскин С.В, его тяжесть и данные о личности обвиняемого, содержащиеся в представленном материале. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Тараскина С.В. гражданства Российской Федерации на правильность выводов суда о продлении срока содержания обвиняемого под домашним арестом не влияют.
Доводы адвоката о незаконности помещения обвиняемого для производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы, исходя из положений ст. 107, 109 УПК РФ, не могут являться предметом проверки настоящего судебного заседания.
Дальнейшее продление обвиняемому Тараскину С.В. меры пресечения в виде домашнего ареста и сохранение ранее установленных ограничений не находятся в противоречии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан.
Существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих за собой отмену либо изменение судебного решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
постановление Зеленоградского районного суда города Москвы от 23 июня 2021 года о продлении срока содержания обвиняемого
Тараскина Сергея Вячеславовича под домашним арестом оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Судья Н.Е. Мушникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.