Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Матлахова А.С.
и судей Козиной Т.Ю, Салтыковой Л.В, при секретаре (помощнике судьи) Петрове А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Матлахова А.С. гражданское дело N 2-11840/2019 по апелляционной жалобе истцов на решение Мещанского районного суда адрес от 20.11.2019, которым отказано в удовлетворении исковых требований Афанасьева Д.В, Балдуевой Л.А, Гетманской Л.Н, Дорофеева М.А, Евстратова И.М, Евстратова М.П, Ерышева В.Н, Ершова В.В, Жаворонкова Р.Т, Козилина Г.А, Крайнева Д.А, Крутышевой Н.В, Кольцова В.Е, Карасева Г.А, Локоткова А.А, Лисицына Л.Г, Моисеева В.В, Матюхина А.М, Осипенко А.А, Полякина В.А, Полякина А.В, Сергеева А.Н, Степанова В.В, Фабрики П.В, Чудакова А.Н, Царенкова В.С, Шпак Е.В, Юдиной Л.А. к Префектуре адрес о признании права на компенсацию и взыскании денежных средств, установила:
истцы обратился в суд с иском к Префектуре адрес о признании права на компенсацию и взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Префектура адрес осуществила снос гаражей на автостоянке, расположенный по адресу адрес, с нарушением норм законодательства, при этом вопрос о компенсации за демонтированные строения решен не был.
На основании изложенного истцы просили суд (1) признать за ними право на выплату денежной компенсации за снесенные гаражные боксы; (2) установить размеры компенсационных выплат за снесенные гаражные боксы в размере сумма за каждый; (3) взыскать с Префектуры адрес компенсационные выплаты в размере сумма в пользу каждого (по сумма в пользу Жаворонкова Р.Т, Козилина Г.А. и Осипенко А.А.).
Суд первой инстанции постановилвышеназванное решение, об отмене которого просили истцы по доводам апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.07.2020 решение Мещанского районного суда адрес от 20.11.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба истцов - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.07.2020 отменено, а дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В обоснование заявленных требований истцами было указано, что они являлись собственниками гаражных боксов, располагавшихся на автостоянке, занимавшей земельный участок по адресу: адрес.
Сотрудниками Госинспекции по недвижимости адрес было проведено обследование названного земельного участка с расположенными на нем гаражными боксами в количестве 180 штук, по результатам которого составлен акт об отсутствии оформленных земельно-правовых отношений на данный земельный участок (т.2, л.д.116).
Решением окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Префектуры адрес, оформленным протоколом N 18 от 28.10.2016, 180 гаражных боксов на земельном участке по адресу: адрес признаны размещенными без оформленных земельно-правовых отношений и разрешительной документации; на основании п.7.3 постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП Управе адрес поручено демонтировать незаконно размещенные объекты и переместить их на специально организованную площадку (т.1, л.д.70).
В исковом заявлении истцами указано, что в ноябре 2016 года автостоянка с расположенными на ней гаражными боксами была демонтирована без предоставления возможности собственникам освободить гаражи от личного имущества, адрес площадки для хранения металлических боксов РОО "МГСА" членами автостоянки сообщен не был.
Согласно доводам искового заявления, по имеющимся у истцов сведениям, снос автостоянки был произведен сторонней организацией по договору, заключённому с РОО "МГСА", что следовало из письма главы Управы адрес (т.1, л.д.33).
В материалы дела также представлено письмо председателя 1 отделения РОО "МГСА" по адрес N 68 от 05.04.2017 на имя главы Управы адрес, из которого следует, что после демонтажа автостоянки по адресу: адрес силами членов РОО "МГСА" благоустройство освобождённой территории будет произведено за счет средств РОО "МГСА" (т.2, л.д.104).
Свое право на получение компенсации за демонтированные гаражные боксы истцы обосновывают постановлением Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты были правомерно демонтированы в рамках исполнения постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, которым заключение каких-либо соглашений и выплата компенсации за демонтаж незаконно размещенных объектов не предусмотрено.
На основании этого судом сделан вывод об отсутствии у ответчика обязательств перед истцами, включая выплату денежной компенсации за демонтированные гаражные боксы.
Как следует из обстоятельств дела, решение о демонтаже гаражных боксов, размещавшихся на земельном участке по адресу: адрес, было принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов".
Согласно преамбуле постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, целевым назначением данного акта является защита прав адрес при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и совершенствования порядка освобождения земельных участков от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства
Пунктом 3.1 данного постановления установлено, что незаконно размещенными на земельных участках объектами, не являющимися объектами капитального строительства, признаются объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, размещенные на земельных участках без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и адрес, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, за исключением сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
В соответствии с п.3.2 постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, признаются, в том числе, (1) действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства, (2) действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, (3) действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, (4) свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта.
В силу п.7.3 указанного постановления, Префектура административного округа адрес наделена полномочиями в течение 3-х рабочих дней с даты принятия Окружной комиссией решения, указанного в п.7.2.1 настоящего Положения (о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов), обеспечить демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку.
В то же время, постановление Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП (ред. от 03.07.2015) "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес", на котором истцы основывают свои требования, определяет порядок осуществления компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей, в том числе, при (1) освобождении территорий адрес для осуществления строительства за счет средств бюджета адрес; (2) освобождении территорий адрес для последующего строительства объектов капитального строительства за счет предоставленных государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям, казенным предприятиям) адрес в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо при передаче указанным государственным унитарным предприятиям адрес в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности; (3) освобождении территорий адрес в целях строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов; (4) освобождении территорий адрес, за исключением территорий, попадающих в зону строительства объектов железнодорожного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, в целях благоустройства таких территорий за счет средств бюджета адрес, а также в иных целях в соответствии с принятыми решениями Градостроительно-земельной комиссии адрес (пункт 1).
В соответствии с п.2.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП (ред. от 03.07.2015), под индивидуальным гаражом понимается объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе.
Согласно п.2.2 Положения, владельцем гаража признается лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов: (1) актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; (2) договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки; (3) свидетельством о праве на наследство; (4) вступившим в законную силу судебным актом; (5) актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; (6) документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов; (7) иными документами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.
Механизм освобождения территории адрес предполагает направление в Префектуру обращения для проведения мероприятий, предусмотренных п.6 Положения, составление в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждение их в порядке, предусмотренном п.6 Положения.
Согласно п.4 Положения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП (ред. от 03.07.2015), выплата денежной компенсации производится в следующих случаях и на следующих основаниях:
4.1) органом исполнительной власти адрес или подведомственным ему государственным казенным учреждением адрес, определенным в качестве государственного заказчика (далее - государственный заказчик), в случаях, предусмотренных п.1.1 настоящего Положения, после принятия Правительством Москвы решения о строительстве за счет средств бюджета адрес на территории, подлежащей освобождению;
4.2) Департаментом городского имущества адрес в случаях, предусмотренных п.1.2 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории адрес;
4.3) Государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) адрес (далее - предприятие) в случаях, предусмотренных п.1.3 настоящего Положения, после предоставления предприятию в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо после принятия решения о передаче в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;
4.4) концессионером, за исключением случаев, если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории;
4.5) заказчиком строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов (далее - заказчик) в случае, предусмотренном пунктом 1.5 настоящего Положения;
4.6) государственным заказчиком в случае, предусмотренном п.1.6 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территорий адрес для размещения за счет средств бюджета адрес плоскостных парковок;
4.7) Префектурой соответствующего административного округа адрес в случае, предусмотренном п.1.7 настоящего Положения, после принятия Градостроительно-земельной комиссией адрес решения об осуществлении компенсации и выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории адрес в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета адрес, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Судебной коллегией установлено, что решение окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Префектуры адрес, оформленное протоколом N 18 от 28.10.2016, о сносе гаражей на автостоянке по адресу: адрес было принято на основании постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, т.е. в связи с тем, что данные гаражи, не являясь объектами капитального строительства, размещены на земельном участке незаконно.
Данным постановлением выплата компенсации за освобождение территории адрес от незаконно установленных объектов некапитального строительства не предусмотрена.
При этом решение окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Префектуры адрес, оформленное протоколом N 18 от 28.10.2016, о сносе гаражей в установленном законом порядке не оспаривалось и недействительным не признавалось.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В то же время, правовых оснований, предусмотренных п.4 Положения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП (ред. от 03.07.2015), для выплаты денежной компенсации владельцам гаражей на земельном участке по адресу: адрес на момент их демонтажа в 2016 году не существовало, так как решений об освобождении данной территории для осуществления строительства за счет средств бюджета адрес или иных предусмотренных п.1 постановления Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП целей не принималось.
Проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от железнодорожных путей Октябрьского направления адрес до железнодорожных путей Ярославского направления адрес был утверждён на основании постановления Правительства Москвы от 22.03.2018 N 214-ПП.
Из материалов дела следует, что решение о денежной компенсации за освобождение территории автостоянки на соседнем со спорным земельном участке (адрес) было принято на заседании градостроительно-земельной комиссии адрес только 28.02.2019 в рамках реализации вышеназванного постановления Правительства Москвы от 22.03.2018 N 214-ПП (т.1, л.д.71).
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ.
Предмет иска представляет собой конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения, по поводу которого суд должен вынести решение.
Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает материально-правовое требование к ответчику, а также правовое основание, соответствующее материально-правовой норме закона.
Таким образом, основание заявленных исковых требований, обусловленное демонтажем гаражей в соответствии с решением окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Префектуры адрес от 28.10.2016, принятым на основании постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, не соответствует предмету иска о выплате компенсации в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-ПП.
При указанных обстоятельствах вопрос о наличии либо отсутствии в установленном законом порядке оформленных правоотношений землепользования участком по адресу: адрес правового значения при разрешении рассматриваемого спора не имеет.
Таким образом, разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Согласно ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В соответствии с п.3 названного постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда в полной мере соответствует названным требованиям.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда адрес от 20.11.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Афанасьева Д.В, Балдуевой Л.А, Гетманской Л.Н, Дорофеева М.А, Евстратова И.М, Евстратова М.П, Ерышева В.Н, Ершова В.В, Жаворонкова Р.Т, Козилина Г.А, Крайнева Д.А, Крутышевой Н.В, Кольцова В.Е, Карасева Г.А, Локоткова А.А, Лисицына Л.Г, Моисеева В.В, Матюхина А.М, Осипенко А.А, Полякина В.А, Полякина А.В, Сергеева А.Н, Степанова В.В, Фабрики П.В, Чудакова А.Н, Царенкова В.С, Шпак Е.В, Юдиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.