Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Заскалько О.В, Масленниковой Л.В.
при секретаре Джемгирове М.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Янцевича С.Е. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 02 декабря 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Янцевича Сергея Евгеньевича к Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконными действий должностного лица по невыплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Янцевич С.Е. обратился в суд к Военному комиссариату г. Москвы с иском о признании действий по невыплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года незаконными и обязании выплатить данную надбавку.
В обоснование заявленных требований Янцевич С.Е. ссылался на то, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в марте 2000 года он был направлен на территорию Чеченской Республики, где выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта, после увольнения с военной службы с апреля 2015 года он проживал в г. Абакан и получал военную пенсию, с октября 2018 года он проживает в г. Москве и военную пенсию получает через Военный комиссариат г. Москвы; из документов, полученных из ВК Республики Хакасия за период с мая 2016 года по сентябрь 2018 года, он узнал, что ранее ему выплачивалась ежемесячная надбавка к военной пенсии как Ветерану боевых действий, однако ознакомившись со справкой адрес Москвы о размере военной пенсии от 06 февраля 2019 года, ему стало известно, что с октября 2018 года надбавка к военной пенсии как Ветерану боевых действий ему не выплачивается. Из ответа ВК г. Москвы следует, что названная надбавка не выплачивается ему ввиду того, что в его пенсионном деле отсутствуют справки, подтверждающие факт нахождения его в зоне боевых действий. Данные действия Военного комиссариата г. Москвы истец полагает незаконными, так как 07 декабря 2004 года ему было выдано удостоверение Ветерана боевых действий, все необходимые справки находились в его пенсионном деле, в последующем ему был выдан дубликат удостоверения Ветерана боевых действий.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Янцевич С.Е. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует Отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами Почты России. При этом от Янцевича С.Е. в судебную коллегию поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с подачей административного искового заявления в Верховный Суд Российской Федерации.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 166, 167, 327 ГПК РФ полагает ходатайство не подлежащим удовлетворению и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно их.
Таким образом, задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных постановлений суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления по материалам дела и доводам апелляционной жалобы, имеются.
Судом установлено, что 18 апреля 2020 года Янцевич С.Е. обратился в Военный комиссариат г. Москвы с заявлением о разъяснении причин неначисления надбавки к пенсии как ветерану боевых действий.
К данному обращению истец приложил копию удостоверения ветерана боевых действий от 11 августа 2014 года серии БК N 0565992 (дубликат удостоверения от 07 декабря 2004 года серии БК N 0546418, выданный командованием в/ч 31965).
В ответ на названное заявление Военный комиссариат г. Москвы, проверив материалы личного (пенсионного) дела Янцевича С.Е, сообщил в письме N АГ-454641/2 от 08 июля 2020 года о том, что в личном (пенсионном) деле истца отсутствуют документы, подтверждающие факт его участия в боевых действиях, предусмотренные приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. N 595 и Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 N 65, в связи с чем оснований для выплаты требуемой истцом надбавки не имеется.
Также суд установил, что представленное Янцевичем С.Е. удостоверение ветерана боевых действий было выдано командованием в/ч 31965.
Согласно данным послужного списка личного (пенсионного) дела истца, в/ч 31965 являлось условным наименованием 103-й базы хранения и ремонта мотострелкового вооружения и техники (103 БХиРВТ) с дислокацией в г. Абакане (адрес).
При этом сведения о том, что указанная войсковая часть привлекалась к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в 2000 году, в деле отсутствуют.
В представленной Янцевичем С.Е. справке начальника штаба в/ч 21005 от 09 марта 2000 года также не имеется ссылок на приказы командира войсковой части о привлечении истца к участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в 2000 году.
Указанный документ содержит фамилию имя отчество истца, его воинское звание, сведения о том, что он принимал участие в боевых действиях и сведения о периоде, который должен быть засчитан истцу в льготную выслугу лет.
В послужном списке личного (пенсионного) дела Янцевича С.Е. не указано о прохождении им военной службы в составе в/ч 21005 в марте 2000 года.
В/ч 21005 являлась условным наименованием 74-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады (74-я ОМСБр) с дислокацией в г. Юрге (адрес).
Пункт 13 Послужного списка личного (пенсионного) дела истца не содержит сведений о выполнении Янцевичем С.Е. задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в 2000 году.
Расчет выслуги лет истца от 05 мая 2011 года, произведенный Управлением финансового обеспечения Минобороны России по Свердловской области, содержит следующие сведения о льготной выслуге истца: период с 2004 года по 2005 года - прохождение военной службы в зоне грузиноосетинского конфликта; период 2001 года - прохождение службы в отдаленной местности - Читинская область.
Период участия истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в марте 2000 года, который на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 также включается в льготную выслугу лет, в указанном расчете не отражен.
С данным расчетом истец был согласен, о чем имеется его подпись на обороте документа.
Приказ командира войсковой части 21005 от 03 апреля 2000 года N 465, на который ссылается Янцевич С.Е. в исковом заявлении, в материалах его личного (пенсионного) дела отсутствует.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая исковые требования Янцевича С.Е, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. N 595 и Постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что в материалах личного (пенсионного) пенсионного дела истца не имеется сведений о награждении его за участие в боевых действий, равно как и сведений о получении истцом ранений, контузий или увечий в ходе участий в боевых действиях, вследствие чего утверждения истца о допущенных в его отношении неправомерных действиях необоснованны. При этом суд учел, что представленные истцом документы могут подтвердить факт нахождения его на территории Чеченской Республики в период с 04 марта 2000 года по 09 марта 2000 года, однако достаточных данных о непосредственном участии истца в боевых действиях, в соответствии с требованиями Федерального закона "О ветеранах", в представленных материалах не содержится. Кроме того, истец не лишен права обратиться в уполномоченный орган для решения вопроса о подтверждении участия в боевых действиях, так как сведений о том, что он обращался в Военкомат г. Москвы с заявлением о розыске недостающих документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, не имеется.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, в силу следующего.
Одной из важнейших задач гражданского судопроизводства является правильное разрешение гражданских дел (статья 2 ГПК Российской Федерации).
Суд в силу части второй статьи 12 и части второй статьи 56 данного Кодекса осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для достижения указанной цели.
Именно из принципа судейского руководства процессом, а также принципа самостоятельности судебной власти вытекает закрепленное в статье 67 ГПК Российской Федерации дискреционные полномочия суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Из материалов дела усматривается, что согласно справке войсковой части 21005 от 09 марта 2000 года, Янцевич С.Е. в период с 04 марта 2000 года по 09 марта 2000 года находился в составе группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и имеет право на льготы, предусмотренные Постановлениями Правительства РФ, приказами Министра Обороны РФ, в указанный период выслуга лет для начисления пенсии засчитывается из расчета один месяц за полтора месяца. В период с 04 марта 2000 года по 09 марта 2000 года непосредственно участвовал в боевых действиях, в указанный период выслуга лет для начисления пенсии засчитывается из расчета один месяц за три месяца (л\д 15).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 21005 N 465 от 03 апреля 2000 года "О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года N 1179\68, полагать Янцевича С.Е. фактически принимавшим участие в контртеррористической операции в период с 04 марта 2000 года по 09 марта 2000 года, в\ч 41659 СибВО, н.п Борзой (л\д 14).
07 декабря 2004 года Янцевичу С.Е. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N 0546418 (л\д 12, 39).
11 августа 2014 года Янцевичу С.Е, на основании заявления от 24 июня 2014 года, взамен ранее выданного удостоверения был выдан дубликат удостоверения серии БК N 0565992 (л\д 11, 13).
В Послужном списке Янцевича С.Е. имеется запись о выдаче 17 декабря 2004 года войсковой частью 31965 удостоверения ветерана боевых действий БК N 0546418 (л\д 51).
Приведенные выше обстоятельства и доказательства суд первой инстанции во внимание не принял и надлежащую оценку им не дал.
Также суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим между сторонами спорным правоотношениям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", действовавшей на дату выдачи Янцевичу С.Е, 07 декабря 2004 г, удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 была утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи Янцевичу С.Е, 07 декабря 2004 г, удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что выдача удостоверений военнослужащим производится при наличии предусмотренных документов. Среди них документы:
подтверждающие прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее именуются - перечни);
подтверждающие их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.
Данная инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу 26 апреля 2010 г. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, также предусматривающий представление соответствующих документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Реализация мер социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, основанием для получения мер социальной поддержки военнослужащими является наличие у них статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Янцевичу С.Е. о признании действий Военного комиссариата г. Москвы по невыплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года незаконными и обязании выплатить данную надбавку, суд первой инстанции, сославшись на нормативные положения, регулирующие порядок и условия выдачи удостоверения ветерана боевых действий, применил их неправильно и пришел к ошибочному выводу о необходимости дополнительного документального подтверждения Янцевичем С.Н, имеющим статус ветерана боевых действий и удостоверение ветерана боевых действий, факта его участия в боевых действиях в целях получения мер социальной поддержки в виде ежемесячной надбавки к военной пенсии.
Однако судом первой инстанции не учтено, что Министерством обороны Российской Федерации Янцевичу С.Е. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N 0546418, а в последующем - дубликат удостоверения ветерана боевых действий взамен ранее выданного серии БК N 0565992, то есть факт его участия в боевых действиях подтвержден.
Законность получения Янцевичем С.Е. удостоверения ветерана боевых действий и дубликата удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиком - Военным комиссариатом города Москвы - не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий и дубликат удостоверения ветерана боевых действий, выданные Янцевичу С.Е, недействительными не признаны.
Следовательно, факт участия Янцевича С.Е. в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не опровергнут, ввиду чего у Военного комиссариата г. Москвы не имелось оснований для отказа Янцевичу С.Е. в праве на предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством для ветеранов боевых действий.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Янцевича С.Е. к Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным отказа в выплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года и обязании выплатить данную надбавку за период с октября 2018 года по август 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Военного комиссариата г. Москвы в выплате Янцевчу С.Е. выплате ежемесячной надбавки к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы выплатить Янцевичу С.Е. ежемесячную надбавку к военной пенсии как ветерану боевых действий за период с октября 2018 года по август 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.