Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., и судей Рачиной К.А., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Громовой М.Ю., с участием прокурора Морозовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе Афонина О.Н.
на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Афонина О.Н. к Министерству науки и высшего образования РФ о восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула - отказать, УСТАНОВИЛА:
Афонин О.Н. обратился в суд с указанным иском к Министерству науки и высшего образования РФ (далее - Минобрнауки РФ, Министерство). Заявленные требования мотивировал тем, что Приказом от 25.07.2018 г..N 499 л/с был назначен на должность гражданской службы Российской Федерации заместителя начальника отдела координации и сопровождения исследовательской инфраструктуры, информационного обеспечения науки и открытости научного творчества Департамента государственной научной, научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ в порядке перевода из Федерального агентства научных организаций. 25.07.2018 г..стороны заключили служебный контракт N 440, в последующем истец переведен на должность начальника названного отдела. Приказом от 19.08.2020 г..N 1140 л/с истец был освобожден от замещаемой должности, в связи с утратой доверия, по п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г..N 79-ФЗ (непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является). 20.08.2020 г..истец был ознакомлен с приказом и полагает свое увольнение незаконным. Действительно, Приказом от 31.10.2018 г..N 559 был принят на работу на должность инженера отдела N 26 ИОХ РАН по срочному трудовому договору на 0, 25 ставки по совместительству с оплатой за фактически отработанное время, однако, совместительство изначально согласовывалось с ответчиком, при последующем продлении трудового договора истец уведомлял основного работодателя в лице Министра науки и высшего образования РФ о своем намерении продолжить осуществление трудовой деятельности по совместительству, конфликт интересов отсутствовал.
Кроме того, до увольнения объяснения не истребовались, не была предоставлена возможность участвовать в заседании комиссии с целью дать пояснения, истца не ознакомили с протоколом заседания комиссии, на момент увольнения истец уже не работал по совместительству. В связи с этим, истец просил восстановить его на работе в прежней должности, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула.
Истец Афонин О.Н. и его представитель по ордеру адвокат Пронина Е.А. в суд явились, иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Минобрнауки РФ по доверенности Шакиров В.В. в суд явился, иск не признал по доводам письменных возражений.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит по доводам апелляционной жалобы Афонин О.Н.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил представителей, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца Ишо К.Д, Смакова В.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Шакирова В.В, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное по делу решение подлежит отмене.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы имеются.
В силу положений статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Государственная служба Российской Федерации представляет собой особый вид профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации на должностях государственной службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной службе Российской Федерации".
В соответствии с п. п. 1, 2, 5.1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 79-Ф3 гражданские служащие вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами
В соответствии с пп. 1.1. п. 1 ст. 37 ФЗ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае, в том числе, непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Положения статьи 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регламентируют порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. Так, согласно данной норме, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Минобрнауки России от 25.07.2018 г. N 499 л/с Афонин О.Н. с 03.08.2018 г. был назначен на должность государственной гражданской службы РФ заместителя начальника отдела координации и сопровождения исследовательской инфраструктуры, информационного обеспечения науки и открытости научного творчества Департамента государственной научной, научно-технической политики Минобрнауки России в порядке перевода из Федерального агентства научных организаций.
Приказом Минобрнауки России от 09.04.2019 г. N 407 л/с Афонин О.Н. был переведен на должность начальника названного выше отдела.
25.07.2018 г. между сторонами был заключен служебный контракт N 440 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ и 09.04.2019 г. Дополнительное соглашение к служебному контракту.
В соответствии с Должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела координации и сопровождения исследовательской инфраструктуры, информационного обеспечения науки и открытости научного творчества Департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства, Афонин О.Н. был обязан в рамках реализации научно-технической политики в части координации и сопровождения исследовательской инфраструктуры, информационного обеспечения науки и открытости научного творчества, в том числе: участвовать в организации деятельности рабочих групп, комиссий, советов по вопросам, относящимся к направлениям деятельности отдела, участвовать в организации системы доступа к информационным наукометрическим базам данных и полнотекстовым научным ресурсам, участвовать в реализации мероприятий, направленных на повышение качества российских научных журналов (увеличения уровня цитируемости и переход на более высокий квартиль) и расширение состава российских научных журналов в международных наукометрических базах данных, участвовать в оценке эффективности использования выделенных бюджетных ассигнований, участвовать в установленном порядке по выполнению функций государственного заказчика по закрепленным за отделом направлениям федеральных целевых и других научных и научно-технических программ и проектов, подготовке предложений по формированию заказа на выполнение научно-исследовательских работ, заключению государственных контрактов (договоров) или выделению субсидии на выполнение указанных работ, их финансированию, и осуществлению приёмки результатов работ, осуществлять функции по формированию государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в части выполнения фундаментальных и прикладных исследований и экспериментальных разработок федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства, обеспечивать и организовывать работу по формированию и деятельности научных и
координационных советов, научно-технических советов и комиссий, экспертных и рабочих групп и части компетенции отдела, обеспечивать и организовывать работу по сбору и анализу сводных материалов, входящих в компетенцию отдела.
Также из материалов дела следует, что Афонин О.Н, являясь федеральным государственным гражданским служащим, на основании трудового договора от 31.10.2018 г. N 78 осуществлял иную оплачиваемую работу по совместительству в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки "Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского Российской академии наук" (далее - ИОХ РАН) в должности инженера на 0, 25 ставки.
В соответствии с п. 66 Перечня организаций, подведомственных Минобрнауки РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.06.2018 г. N 1293-р, ИОХ РАН является организацией, подведомственной Минобрнауки РФ.
В ходе исполнения должностных обязанностей истец принимал участие в подготовке и формировании списка наиболее значимых мероприятий, проводимых учреждениями, подведомственными Министерству (протокол от 12.02.2019 г. N ГТ-20/пр). Также истцом, как исполнителем служебной записки от 09.04.2019 г. N 5.2/859-вн на рассмотрение бюджетной комиссии Министерства внесены предложения по списку отобранных мероприятий, предлагаемых для них расчетных лимитов поддержки, при этом одним из организаторов мероприятия для получения субсидии являлось ИОХ РАН.
Афонин О.Н. также принимал участие в заседаниях Межведомственного совета по организации предоставления доступа к информационным наукометрическим базам данных по полнотекстовым научным ресурсам (протоколы от 29.01.2020 г. N ГТ/3-пр и от 19.03.2020 г. N ГТ/15-пр). По итогам заседаний доступ предоставлен, в том числе ИОХ РАН.
Как следует из уведомления Управления "П" 4 Службы ФСБ России от 17.06.2020 г. N 8/П/4/2102 трудовая деятельность в ИОХ РАН Афониным О.Н. осуществлялась фиктивно, возложенные на него функциональные обязанности он не выполнял, по данному факту Следственным управлением УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве Афонину О.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Департаментом кадровой политики Минобрнауки России в соответствии с Положением о проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Минобрнауки РФ, и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства науки и высшего образования РФ, и федеральными государственными гражданскими служащими Минобрнауки РФ, и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.11.2018 г. N 67н, проведена проверка соблюдения в течение 3 лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, а также достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении начальника отдела координации и сопровождения исследовательской инфраструктуры, информационного обеспечения науки и открытости научного творчества Департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства Афонина О.Н. Было установлено, что в своей деятельности Афонин О.Н. допустил ситуацию, при которой его личная заинтересованность в виде получения денег от выполнения трудовой деятельности в ИОХ РАН влияла или могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей в Министерстве в отношении ИОХ РАН, т.е. конфликт интересов. Вопреки доводам истца, данная докладная записка имеется в материалах дела (том 1, л.д. 213 (об.) -216).
Согласно пп. а п. 5 Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Минобрнауки России о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.11.2018 г. N 63н уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения представляется (направляется) в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента кадровой политики Министерства.
Соответствующее уведомление Афониным О.Н. в отдел профилактики коррупции направлено не было.
В ходе проверки в действиях (бездействии) Афонина О.Н. были выявлены следующие нарушения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ и законодательством РФ: выполнение иной оплачиваемой работы при наличии конфликта интересов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ), непринятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
О результатах проведенной проверки уведомлен курирующий заместитель Министра науки и высшего образования РФ, в соответствии с резолюцией которого Департаменту кадровой политики поручено подготовить приказ об увольнении истца, в связи с утратой доверия (служебная записка от 18.08.2020 г. N 10/1776-вн-исп).
Приказом Минобрнауки России от 19.08.2020 г. N 1140 л/с служебный контракт с истцом был расторгнут, и истец был освобожден от замещаемой должности с 20.08.2020 г, в связи с утратой доверия, ввиду непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в качестве документов-оснований указаны доклад Департамента кадровой политики от 18.08.2020 г. N 10/1776-вн ДСП "О результатах проверки в отношении Афонина О.Н.".
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в их удовлетворении, при этом учел, что у ответчика имелись основания для применения к истцу мер ответственности в виде увольнения по подпункту 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", процедура увольнения по указанному основанию и сроки были соблюдены.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, при этом полагает, что представителем нанимателя при увольнении истца по указанному основанию был нарушен предусмотренный указанными выше положениями закона порядок ввиду следующего.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков, как указывалось ранее, установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Как положениями ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, так и общими положениями части 1 статьи 58 указанного закона, предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Таким образом, ответчик, производивший проверку, был обязан истребовать у истца объяснения до применения меры ответственности в виде увольнения, однако объяснения у Афонина О.Н, истребованы не были.
Данное обстоятельство представитель ответчика не отрицал как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении в суде апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что допущенное истцом нарушение не может расцениваться как дисциплинарный проступок и, соответственно, не требует соблюдения порядка наложения дисциплинарного взыскания.
Судебная коллегия полагает данные доводы представителя ответчика основанными на неверном толковании положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе и ч. 1 ст. 59.3, определяющей порядок применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков.
05.06.2020 г. истец был уведомлен о предстоящей проверке, однако, в данном уведомлении ему не предлагалось дать письменные пояснения, более того, сообщалось, что по его письменному заявлению он может ходатайствовать о проведении беседы, в ходе которой он будет проинформирован о том, соблюдение каких норм законодательства подлежат проверке (том 1, л.д. 112, ). Таким образом, данное уведомление не подтверждает факт истребования у истца объяснений.
Кроме того, в деле также отсутствуют доказательства того, что при применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия представитель нанимателя учитывал характер совершенного истцом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2 статьи 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В частности, не учтено то обстоятельство, что совместительство изначально согласовывалось с ответчиком, при последующем продлении трудового договора истец уведомлял основанного работодателя в лице Министра науки и высшего образования РФ о своем намерении продолжить осуществление трудовой деятельности по совместительству, режиме работы, отсутствии конфликта интересов о чем дважды 11.11.2018 г. и 19.12.2019 г. подавал зарегистрированные уведомления, на которых имеется резолюция Министра об ознакомлении (том 1 л.д. 138-140, том 2 л.д. 126-128).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что увольнение истца по указанному основанию не может быть признано законным, решение соответственно, подлежит отмене.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, установив незаконность произведенного увольнения, принимает решение о восстановлении на работе незаконно уволенного сотрудника и о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула, что предусмотрено ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащей применению к данным правоотношениям в силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Таким образом, истец подлежит восстановлению в ранее занимаемой должности с выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 20.08.2020 года по 22.06.2021 года.
Из представленной ответчиком справки о среднедневном заработке истца за 12 месяцев, предшествовавших увольнению, рассчитанном в соответствии со ст. 139 ТК РФ, размер среднедневного заработка составляет ****** руб. ** коп, с чем представитель истца согласился в судебном заседании, соответственно, с учетом 206 рабочих дней в периоде вынужденного прогула, средний заработок за время вынужденного прогула составит 1 763 568 руб. 06 коп. (****** x 206). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2021 года, отменить, вынести по делу новое решение.
Восстановить Афонина О.Н. в Министерстве науки и высшего образования РФ в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела координации и сопровождения исследовательской инфраструктуры, информационного обеспечения науки и открытости научного творчества Департамента государственной научной, научно-технической и инновационной политики.
Взыскать с Министерстве науки и высшего образования РФ в пользу Афонина О.Н. средний заработок за время вынужденного прогула в размере 1 763 568 руб. 06 коп.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.