Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе ответчика Управления делами Президента РФ на решение Тверского районного суда адрес от 04 декабря 2020 года, которым постановлено: исковые требования фио к Управлению делами Президента Российской Федерации о признании действий незаконными, восстановлении права на медицинское обеспечение, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления делами Президента Российской Федерации в сохранении медицинского обслуживания фио и его супруги фио в медицинских организациях Управления делами Президента Российской Федерации.
Обязать Управление делами Президента Российской Федерации восстановить право фио и его супруги фио на медицинское обеспечение в соответствующих учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации, УСТАНОВИЛА:
Истец Петелин А.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению делами Президента Российской Федерации о признании действий незаконными, восстановлении права на медицинское обеспечение, ссылаясь в обоснование требований на то, что он являясь с 01 февраля 2006 года судьей в отставке и получая ежемесячное пожизненное содержание, в период с 26 ноября 2007 года по 31 мая 2019 года занимал должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела, начальника отдела, советника отдела Аппарата Правительства Российской Федерации. С марта 2008 года по июнь 2019 года, он со своей супругой получал медицинское обслуживание в ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации, однако после увольнения из Аппарата Правительства Российской Федерации ему с супругой было отказано в сохранении медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, протокол N 91 от 20 октября 2020 года. Полагая данный отказ незаконным истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представители ответчика Управления делами Президента Российской Федерации по доверенности фио, фио, в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит по доводам апелляционной жалобы представитель ответчика Управления делами Президента Российской Федерации по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика Управления делами Президента РФ по доверенностям фио и фио, истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по основаниям п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, как постановленного при неправильном толковании норм материального права.
Судом установлено, что Петелин А.А. с 01 февраля 2006 года является судьей, пребывающим в отставке, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1"О статусе судей в Российской Федерации" получает ежемесячное пожизненное денежное содержание.
В период с 26 ноября 2007 года по 31 мая 2019 года занимал должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела, начальника отдела, советника отдела Аппарата Правительства Российской Федерации, в связи с чем в период с августа 2006 года по июнь 2019 года обслуживался совместно с супругой в ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации.
28 января 2020 года он обратился в Главное медицинское управление Управления делами Президента РФ о принятии решения об обеспечении оказания ему и супруге медицинской помощи в организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации.
Согласно выписке из протокола N 91 от 20 октября 2020 года заседания Комиссии по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента РФ, истцу и его супруге было отказано в сохранении медобслуживания в лечебных учреждениях Управления делами Президента РФ.
Управление делами Президента Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, действует в соответствии с Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации".
Согласно п. 2 Положения основными задачами Управления делами являются:
1) материально-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
2) социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение жилыми помещениями Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также Управления делами Президента Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
3) финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) финансовое, материально-техническое, медицинское и иное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также совещаний, конференций и других специальных мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента Российской Федерации;
5) организация оказания медицинской помощи лицам, указанным в подпункте 16 пункта 5 настоящего Положения, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Управлению делами на эти цели, а также за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
6) организация санаторно-курортного лечения и обеспечение организованного отдыха лиц, указанных в подпункте 16 пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с абз. 4 пп. 16 п. 5 Положения Управление делами организует оказание медицинской помощи лицам, замещавшим должности, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, вышедшим на пенсию или получающим ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" либо вышедшим на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации, а также членам семей названных лиц.
Дав толкование содержанию приведенных выше норм материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу норм Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации", Управление делами Президента РФ организует оказание медицинской помощи лицам, замещавшим, в том числе, должности федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации и получающим ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Учитывая, что истец с 01 февраля 2006 года является судьей, пребывающим в отставке, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1"О статусе судей в Российской Федерации" получает ежемесячное пожизненное денежное содержание, в период с 26 ноября 2007 года по 31 мая 2019 года занимал должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела, начальника отдела, советника отдела Аппарата Правительства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что он и его супруга относятся к числу лиц, которые имеют право на сохранение медобслуживания в лечебных учреждениях Управления делами Президента РФ, в связи с чем решение Комиссии по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента РФ об отказе истцу и его супруге в сохранении медобслуживания в лечебных учреждениях Управления делами Президента РФ нельзя признать законным.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку судом дано неверное толкование примененных норм материального права, не применены положения подлежащего применению Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы".
Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет полномочия по организации оказания медицинской помощи лицам, указанным в подпункте 16 пункта 5 Положения, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Управлению делами Президента Российской Федерации на эти цели, за счет средств обязательного медицинского страхования (подпункт 5 пункта 2), а также по организации санаторно-курортного лечения указанных лиц (подпункт16.1 пункта 5).
Согласно абзацу пятому подпункта 16 пункта 5 Положения Управление делами Президента Российской Федерации организует оказание медицинской помощи лицам, замещавшим должности, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения, вышедшим на пенсию или получающим ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" либо вышедшим на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а также членам семей названных лиц.
К определенной подпунктом 16 пункта 5 Положения категории лиц, в силу подп. 2 п. 2 Положения относятся, в том числе, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также федеральные государственные гражданские служащие Аппарата Правительства Российской Федерации.
В силу указанных норм для сохранения медицинского обслуживания в медицинской организации, подведомственной Управлению делами Президента Российской Федерации судье, получающему ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом N 3132-1, необходимо, чтобы он являлся судьей Конституционного Суда Российской Федерации либо Верховного Суда Российской Федерации, и на момент выхода в отставку был прикреплен на медицинское обслуживание к медицинской организации, подведомственной Управлению делами Президента Российской Федерации.
Истец на момент выхода в отставку не являлся судьей Конституционного или Верховного Суда Российской Федерации и не был прикреплен к поликлинике Управления делами Президента РФ, право на медицинское обслуживание в указанной поликлинике возникло у истца в связи с последующим замещением должности в аппарате Правительства РФ.
Особенности оказания медицинской помощи лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы установлены частью 3 статьи 42, частью 6.1 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2015 N 136 некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации".
Распоряжением Президента Российской Федерации о комиссии по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации от 20.07.2015 N 226-рп образована комиссия по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации и утверждено положение о Комиссии.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" за лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, имеющими право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящим Указом или на пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и членами их семей сохраняется медицинское и санаторно-курортное обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения полномочий по государственной должности Российской Федерации или на день увольнения с должности федеральной государственной гражданской службы, если на этот день названные лица имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо если им в связи с освобождением от этих должностей досрочно была назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Петелин А.А. на день увольнения из Аппарата Правительства Российской Федерации право на пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не имел, следовательно, право на сохранение с членами семьи медицинского и санаторно-курортного обслуживания в соответствии с абзацем 3 подпункта 16 пункта 5 Положения, Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 у него также отсутствует.
Из буквального толкования норм, регулирующих возникновение и сохранение права на медицинское обслуживание следует, что у истца не возникло права на такое обслуживание как у судьи, поскольку такое право возникает только у судей Конституционного или Верховного Судов РФ. Соответствующее право возникло у него в связи с работой в Аппарате Правительства РФ, однако, условия для сохранения этого права после увольнения из Аппарата Правительства РФ не соблюдены ввиду отсутствия права на пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, тогда как факт получения им ежемесячного пожизненного содержания судьи правового значения в данном случае не имеет.
Поскольку суд первой инстанции изложенного не учел, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 04 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Петелина Андрея Альбертовича к Управлению делами Президента Российской Федерации о признании действий незаконными, восстановлении права на медицинское обеспечение - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.