Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Мызниковой Н.В, при помощнике судьи Филатовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы н а решение Басманного районного суда г. Москвы от 10 сентября 2020 (номер дела в суде первой инстанции N 2-3235/2020), которым постановлено:
Обязать ДТСЗН г. Москвы произвести Старухину С. В. замену технического средства реабилитации инвалида - протеза бедра модульного с внешним источником энергии.
УСТАНОВИЛА:
Истец Старухин С.В. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, в котором просил признать решение ДТСЗН г. Москвы от 25.03.2020 года N 01-40-339/20 незаконным, обязать ДТСЗН г. Москвы осуществить замену протеза бедра модульного с внешним источником энергии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом х -й группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой ххх 01.08.2015 года, выданной филиалом N 48 ГБ МСЭ (Травматологическое - 4). Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида N 893 от 15.07.2015 года, выданной филиалом N 48 ГБ МСЭ (Травматологическое -4), истцу назначено техническое средство реабилитации: протез бедра модульный с внешним источником энергии. За счет собственных средств с последующей компенсацией истец приобрел техническое средство реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником питания, которым постоянно использовался до августа 2019 года. В конце августа 2019 года в результате падения протез был утрачен после сильного физического повреждения. В декабре 2019 года должна была производиться замена TCP, в связи с чем им было принято решение не обращаться за досрочной заменой протеза.
Остатки протеза не были им сохранены, так как на тот момент не был оповещен о необходимости предоставления протеза на медико-техническую экспертизу, но и отсутствовал приказ Министерства труда и соцзащиты РФ N 605Н от 30.08.2019 года "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно- ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы". 19.11.2019 года истец обратился в медико-техническую экспертизу с заявлением о замене протеза в связи с истечением срока использования, также предоставив объяснение по поводу утраты протеза. Согласно заключению комиссии от 06.12.2019 года N 164/12, комиссией установлен лишь факт утилизации и невозможность определения ремонтопригодности и износа протеза. Данное заключение не соответствует требованиям приказа Министерства труда и соцзащиты РФ N 605Н от 30.08.2019 года, поскольку в нем указано, что протез приобретен, что не соответствует действительности, т.к. протез был приобретен 07.12.2017 года.
06.12.2019 года истец обратился в Департамент труда и социальной защиты Москвы в открытую приемную (в устной форме) для разъяснения ситуации, где ему было предложено пройти комиссию, предоставив фото-видео документы. Повторная комиссия была проведена 19.12.2019 года, но до настоящего времени ответ истцом не получен. В связи с неполучением в установленный 15-ти дневный срок ответа на поданное заявление, истец обратился к начальнику управления Петрову А.Е. с просьбой осуществить замену TCP - протеза с внешним источником энергии. На данное обращение истцом получен ответ от 25.03.2020 года N 01-40-339/20, о том, что утилизация и предоставленные фото-видео документы не позволяют определить степень износа TCP и подтвердить необходимость его замены по истечении положенного срока. При невозможности предоставления TCP на МТЭ оснований для замены изделия не имеется.
Истец Страрухин С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Пантелеев А.В. возражал против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика по доверенности Купряшкиной С.В, возражения истца Старухина С.В, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с оциальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями", обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (пп. "а" п. 3); техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ (п. 6, п. 16).
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.08.2019 года N 605Н "Об утверждении порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемых уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы" утвержден порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям.
Исходя из п.п.11, 12 Приложения 1 к указанному выше Приказу, утилизация подразумевает под собой невозможность ремонта и использования протеза, что является основанием к его замене.
Согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 года N 85Н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" срок пользования техническим средством реабилитации - Протез бедра модульный с внешним источником энергии (8-07-12) составляет не менее 2 лет (для детей-инвалидов - не менее 1 года).
Судом первой иснтанции установлено и следует из материалов дела, что истец
Старухин С.В. является инвалидом х группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-213 Nххх от 01.08.2015 года, выданной филиалом N48 ГБ МСЭ (Травматологическое 4).
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида N893 от 15.07.2015 года, выданной филиалом N48 ГБ МСЭ (Травматолоческое 4) истцу назначено техническое средство реабилитации: протез бедра модульный с внешним источником энергии.
Истцом за счет собственных средств с последующей компенсацией в 2017 году приобретено техническое средство реабилитации - Протез бедра модульный с внешним источником энергии. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
11.12.2017 года ГБУ ТЦСО "Тимирязевский" филиал "Войковский" от Старухина С.В. приняты документы на компенсационную выплату указанного выше технического средства реабилитации, что подтверждается уведомлением.
19.11.2019 года Старухин С.В. обратился в ГБУ "РЦИ" г. Москвы с заявлением о разрешении плановой замены протеза бедра с внешним источником питания, в связи с утратой протеза в результате сильных механических повреждений при падении, а также окончанием срока эксплуатации по Индивидуальной программе реабилитации.
06.12.2019 года Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы N16/12 дано заключение медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, из которого усматривается, что в ходе проведения медико-технической экспертизы было установлено, что протез бедра модульный с внешним источником энергии был утилизирован пользователем, в связи с чем на основании представленной информации принять решение о необходимости замены протеза бедра модульного с внешним источником энергии не представляется возможным.
При этом в заключении указано, что протез бедра модульный с внешним источником энергии приобретен Старухиным С.В. самостоятельно 07.12.2019 года.
25.03.2020 года Департаментом труда и социальной защиты населения
г. Москвы дан ответ N 01-40-339/20 на обращение Старухина С.В. от 03.03.2020 года по вопросу замены технического средства реабилитации, согласно которому оснований для замены изделия не имеется по причине утилизации заявителем протеза бедра модульного с внешним источником питания, приобретенного им 07.12.2017 года, а предоставленные на МТЭ фотографии не позволяют оценить степень износа ТСР.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 187 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание Индивидуальную программу реабилитации инвалида N893 от 15.07.2015 года, выданной Филиалом N48 ГБ МСЭ (Травмотологическое - 4), подтверждающую право истца на получение указанного средства реабилитации, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и обязании ДТСЗН г. Москвы произвести Старухину С.В. замену технического средства реабилитации инвалида - протеза бедра модульного с внешним источником энергии. Доводы ответчика об отсутствии оснований для замены указанного выше средства реабилитации Старухина С.В. как инвалида, в связи с непредоставлением им приобретенного в 2017 году протеза бедра модульного с внешним источником энергии суд расценил как необоснованные для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ответчиком не представлено доказательств доведения до истца информации о необходимости представления заменяемого средства реабилитации при обращении в уполномоченные органы государственной власти о замене данного средства.
При этом суд учел, что в Заключении медико-технической экспертизы от 06.12.2019 года N16/12 неверно указана дата приобретения Старухиным С.В. протеза бедра модульного с внешним источником энергии, таким образом, при даче заключения не принят во внимание срок эксплуатации указанного средства реабилитации инвалида, предусмотренного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.08.2019 года N605Н "Об утверждении порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемых уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы"
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не указано каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 10 сентября 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.