Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В, судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В, при ведении протокола помощником судьи Волгиным Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Мельникова Д.А.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мельникова Д.А. к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ о признании незаконным отказа в оказании первичной медико-санитарной помощи, обязании бесплатно оказывать первичную медико-санитарную помощь, взыскании судебных расходов - отказать, установила:
Мельников Д.А. обратился в суд с иском к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ о признании незаконным отказа в оказании первичной медико-санитарной помощи, обязании бесплатно оказывать первичную медико-санитарную помощь, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он с 2015 года и по настоящее время прикреплен как застрахованное лицо в рамках территориальной программы ОМС для получения первичной медико-санитарной помощи к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ на основании заявления. Однако поликлиника отказывает в оказании указанной медицинской помощи.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц Московского городского Фонда обязательного медицинского страхования и АО "СОГАЗ-Мед" в суд явились, исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица Управления делами Президента в суд не явился, извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Мельников Д.А.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Мельникова Д.А, представителей ответчика Човгун В.Л, Медведевой Н.А, представителя третьего лица АО "СОГАЗ-Мед" Гришина В.В, представителя третьего лица Управления делами Президента Постниковой Н.В, представителя третьего лица Московского городского Фонда обязательного медицинского страхования Щекотурова С.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мельников Д.А. застрахован в установленном порядке по программе обязательного медицинского страхования и ОАО СК "РОСНО-МС" (в настоящее время АО "СОГАЗ-Мед"), ему выдан страховой полис.
С 14 января 2013 года Мельников Д.А. был прикреплен к ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ для получения первичной медико-санитарной помощи, в связи с назначением его на должность федерального государственного гражданского служащего.
С 31 октября 2014 года истец был снят с медицинского обслуживания в ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ, в связи с переводом его на должность, не дающую права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента РФ.
Из материалов дела также следует, что Мельников Д.А. неоднократно с 2018 года обращался к ответчику для получения первичной медико-санитарной помощи, однако ему в этом было отказано.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323 от 21.11.2011 г. при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Согласно ст.16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 г. N 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии с п.п. 3, 4 указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации. При подаче заявления предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и полис обязательного медицинского страхования.
В настоящее время в городе Москве создана трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы, включающая: - амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - городские поликлиники); - амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее - амбулаторные центры);- консультативно-диагностические отделения и центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара (пункты 1.1 - 1.3. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.01.2012 года N 38 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы").
Приложением N 1 данного Приказа утвержден Перечень амбулаторно-поликлинических учреждений первого (городские поликлиники) и второго (амбулаторные центры) уровней по административным округам г. Москвы, в число которых ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации не входит.
Управление делами Президента Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, действует в соответствии с Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации".
Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет полномочия по организации оказания медицинской помощи лицам, указанным в подпункте 16 пункта 5 Положения, иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также лицам, прикрепленным в установленном порядке к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Управлению делами Президента Российской Федерации на эти цели, средств обязательного медицинского страхования (подпункт 5 пункта 2), а также по организации санаторно-курортного лечения указанных лиц (подпункт 16.1 пункта 5).
Согласно Уставу ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации предусмотрено оказание медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено в соответствии с законодательством на Управление делами Президента Российской Федерации (пункт 2.1), а предоставление медицинских услуг иным лицам, не указанным в пункте 2.1. Устава, сверх установленного государственного задания, осуществляется на платной основе.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации, являясь ведомственной организацией, вне рамок государственного задания не оказывает застрахованным в системе обязательного медицинского страхования лицам услуги по амбулаторному обследованию и лечению, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи.
Такая медицинская помощь оказывается застрахованным гражданам в соответствии с действующим Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и организуется по территориально-участковому принципу (пункты 12 - 15).
Оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий обеспечивает не только объем медицинских услуг, но и сроки их выполнения. Возможность выбора медицинской организации и врача, предусмотренная приведенными нормами законодательства, не является безусловной свободой граждан на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
С учетом изложенного, прикрепление истца к ФГБУ "Поликлиника N3" Управления делами Президента Российской Федерации в условиях ограниченности его ресурсов и предмета деятельности будет означать превышение нагрузки на медицинское учреждение вопреки принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности, качества медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан. Такой вывод содержится и в Определении Конституционного суда РФ N 2298-0 от 25.10.2016 года.
Существует определенный порядок прикрепления к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации - на основании решения Комиссии по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 20.07.2015 N 226-рп.
Во исполнение указанного распоряжения приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 09.12.2015 N 541 ДСП утверждено положение о Комиссии и порядок прикрепления к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации. А протоколом Комиссии от 07.12.2016 N 84 утвержден перечень должностей работников, подлежащих прикреплению на медицинское обслуживание к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации.
Открепление лиц, утративших право на дальнейшее получение медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, осуществляется на основании документов (приказов) об освобождении от должности, представляемых кадровыми службами федеральных государственных органов.
В случае, если за определенной категории лиц, законодательством Российской Федерации предусмотрено сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, решение о прикреплении принимает Комиссия на основании соответствующего письменного обращения.
Решения Комиссии, принятые в пределах компетенции, являются обязательными для медицинских организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации.
Довод истца о том, что он был прикреплен на медицинское обслуживание в ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации как застрахованное лицо в рамках территориальной программы ОМС, обоснованно отклонен судом, поскольку такое решение Комиссии в отношении истца не принималось, правовые основания для сохранения за Мельниковым Д.А. права на медицинское обслуживание в поликлинике, к которой он был прикреплен в период работы в должности федерального государственного гражданского служащего, отсутствуют, в связи с чем выводы суда об отказе в иске в полном объеме сделаны судом правильно.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исследовал и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и, исходя из установленных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ФГБУ "Поликлиника N3" Управления делами Президента Российской Федерации, являясь ведомственной организацией, вне рамок государственного задания не оказывает застрахованным в системе обязательного медицинского страхования лицам услуги по амбулаторному обследованию и лечению, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.