Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А.
при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Никифоровой Т.Э. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 08 апреля 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N2-2129/2021), которым постановлено:
В удовлетворении заявленных исковых требованиях Никифоровой Т.Э. к Управлению социальной защиты населения ЮЗАО г. Москвы о признании действий незаконными, обязаны заключить договор о приемной семье и выплатить вознаграждение отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Никифорова Т.Э. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения ЮЗАО г. Москвы, в котором просила признать незаконными действия Отдела социальной защиты населения Обручевского района УСЗН ЮЗАО г.Москвы по незаключению с ней договора о приемной семье в отношении подопечного ххххх года рождения, выраженные в письме от 30.12.2020 года N 1631; обязать УСЗН ЮЗАО г.Москквы заключить с ней договор о приемной семье в отношении подопечного хххххх года рождения, с 23.12.2020 года и обязать назначить и выплачивать ежемесячное вознаграждение приемному родителю с 23.12.2020 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является опекуном несовершеннолетнего хххххххх года рождения, фактически проживающего с истцом по адресу: хххх. Несовершеннолетний хххх относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать - ххх лишена родительских прав, сведения об отце ребенка в свидетельстве о его рождении отсутствуют. Приказом Управления опеки и попечительства администрации города Смоленска от 14.02.2018 года N 148, Никифорова Т.Э, назначена опекуном несовершеннолетнего хххх. Распоряжением Отдела социальной защиты населения Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы от 19.02.2018 года N66-р подопечный Балан С. А, 23.11.2015 года рождения, поставлен на учёт в ОСЗН Обручевского района ЮЗАО г. Москвы, определено место проживания подопечного Балана С.А. совместно с опекуном Никифоровой Т.Э. С 05.03.2018 года подопечный Балан С.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ххххх года.
23.12.2020 года истец обратилась в ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением о заключении договора о приемной семье в отношении подопечного ххххх. Письмом ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы от 30.12.2020 года N 1631 было отказано в заключении договора о приемной семье в отношении малолетнего подопечного ххххх поскольку ранее выданное заключение ОСЗН Обручевского района г. Москвы от 04.05.2016 года N65 о возможности быть усыновителем, уже реализовано 14.02.2018 года при передаче на воспитание несовершеннолетнего подопечного; также указано, что поданное заявление влечет за собой освобождение от обязанностей опекуна малолетнего ххххх года рождения. Истец полагает, что отказ ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы заключить договор о приемной семье в отношении подопечного Балана С.А, выраженный в письме ответчика от 30.12.2020 года N 1631, не соответствует положениям федерального законодательства и нормативных правовых актов города Москвы, следовательно, является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Санникова Д.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители ответчика по доверенности Аксенова Н.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Абрамова И.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Никифорова Т.Э.
В заседание апелляционной инстанции истец не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представила, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя.
В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя истца по доверенности Головань А.И, представителя ответчика по доверенности Балашову Е.В, представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Абрамову И.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно их.
Таким образом, задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных постановлений суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления по материалам дела и доводам апелляционной жалобы имеются.
Из материалов дела следует, что приказом Управления опеки и попечительства администрации города Смоленска от 14.02.2018 года N 148, Никифорова Т.Э, назначена опекуном несовершеннолетнего хххххх года рождения.
Распоряжением Отдела социальной защиты населения Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы от 19.02.2018 года N66-р подопечный хххххгода рождения, поставлен на учёт в ОСЗН Обручевского района ЮЗАО г. Москвы; определено место проживания подопечного хххх совместно с опекуном Никифоровой Т.Э. по адресу: хххххххххх.
С 05.03.2018 года подопечный хххххххххх зарегистрирован по месту пребывания в квартире по адресу: хххххххх, сроком до 23.11.2033 года.
23.12.2020 года истец обратилась в ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением заключить договор о приемной семье в отношении подопечного ххххх.
Письмом ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы от 30.12.2020 года N 1631 истцу было разъяснено, что для рассмотрения вопроса о назначении опекуном, исполняющим свои обязанности на возмездной основе, рекомендовано предоставить в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа Обручевского района следующие документы: заключение органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем; заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (учетная форма N 164/у);справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица; краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном; копия свидетельства о браке.
В письме ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы от 30.12.2020 года N 1631 также указано, что ранее выданное заключение ОСЗН Обручевского района г. Москвы от 04.05.2016 года N65 о возможности быть усыновителем, уже реализовано истцом 14.02.2018 года при передаче на воспитание несовершеннолетнего подопечного ххххх.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопроса о заключении договора о приемной семье является правом органов опеки и попечительства, какого-либо решения по вопросу о заключении договора о приёмной семье компетентными органами в отношении истца в настоящее время не принято, доказательств подтверждающих необоснованное уклонение органа опеки и попечительства от заключения договора о приемной семье не представлено, в связи с чем правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В пункте 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Так, в силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 данного Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Положения ст.123 Семейного кодекса Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, определяют, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 данного Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1); устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (п. 6). При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, а право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора (п. 7).
В силу ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (ч. 1). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса, а к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (ч. 2).
На основании ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора (ч. 1). Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), который заключается с опекуном или попечителем в соответствии со ст. 16 данного Закона.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.16).
Таким образом, решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения и ограничения, не установленные нормами закона.
Правовые положения, которые установлены условия и порядок заключения договора о приемной семье, предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Согласно п.1 ст.11 закона г.Москвы от 14.04.2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" передача ребенка (детей) в приемную семью и контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с п.2 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 года N 423, договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства ФР от 18.05.2009 года N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса РФ.
Согласно п.10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Иные документы и условия для заключения договора о приемной семьи законодательством не предусмотрены.
Исходя из указанного, вопросы создания приемной семьи прямо отнесены к компетенции Российской Федерации; к полномочиям города Москвы отнесено только определение порядка и размеров государственной поддержки приемных смей, в случае заключения соответствующего договора.
Таким образом, приведенные положения закона не содержат оснований, критериев, условий или предпочтений и ограничений для заключения опекунами (попечителями) договоров о приемной семье, как и не содержат каких-либо оснований для отказа в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных, ранее переданных под безвозмездную опеку.
Иной подход противоречил бы положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающий принцип равенства всех перед законом, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (социальной группе); и устанавливал бы различные условия и ограничения дискриминационного характера при регламентации вопросов, связанных с установлением форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, в соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
То есть, органы опеки и попечительства в своей деятельности должны руководствоваться прежде всего, интересами детей, защищая их права и интересы.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами права, собранными доказательствами, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным действий Отдела социальной защиты населения Обручевского района Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы по незаключению с Никифоровой Т.Э. договора о приемной семье в отношении подопечного ххххх года рождения, выраженные в письме от 30.12.2020 года N1631; обязании Управление социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы заключить с Никифоровой Т.Э. с 23.12.2020 года договор о приемной семье в отношении подопечного ххххххх года рождения и назначении ежемесячного вознаграждения по договору о приемной семье в отношении подопечного хххххх года рождения с 23.12.2020 года.
Судебная коллегия также приходит к выводу об обязании заключить договор о приемной семье и назначении причитающихся истцу выплат в рамках данного договора с 23.12.2020 года, то есть с момента обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы, так как законных оснований для отказа в заключении такого договора не имелось.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об обязании заключить договор о приемной семье с 23.12.2020 года, требования о возложении на УСЗН ЮЗАО города Москвы обязанности по назначению и выплате истцу вознаграждения с 23.12.2020 года по договору о приемной семье является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку соответствует задачам института опеки и попечительства, направленным на обеспечение достойного уровня жизни подопечного, что закреплено в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 08 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать действия ОСЗН Обручевского района УСЗН ЮЗАО г. Москвы по незаключению с Никифоровой Т. Э. договора о приемной семье в отношении подопечного ххххххххх года рождения, выраженные в письме от 30 декабря 2020 года N1631, незаконными.
Обязать УСЗН ЮЗАО г. Москвы заключить с Никифоровой Т.Э. договор о приемной семье в отношении подопечного ххххххх, хххххх года рождения с 23 декабря 2020 года.
Обязать УСЗН ЮЗАО г. Москвы назначить и выплачивать Никифоровой Т.Э. ежемесячное вознаграждение приемному родителю в отношении подопечного хххххххх года рождения, с 23 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.