Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Магжановой Э.А.
и судей Нестеровой Е.Б, Пашкевич А.М.
с участием прокурора Сухорукова Д.В.
при помощнике судьи Игумнове В.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело N2-518/2021 по апелляционным жалобам ответчиков Давыденко Виктора Дмитриевича, Веселантьевой Витаны Владимировны на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 января 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Давыденко Виктора Дмитриевича и Веселантьеву Витану Владимировну утратившими право пользования жилым помещением N 1270 в общежитии, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, дом 30.
Выселить Давыденко Виктора Дмитриевича и Веселантьеву Витану Владимировну из жилого помещения N 1270 в общежитии, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, дом 30.
Взыскать солидарно с Давыденко Виктора Дмитриевича и Веселантьевой Витаны Владимировны в пользу ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации" расходы по оплате госпошлины в размере сумма, установила:
Истец ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации обратился в суд с иском к Давыденко В.Д, Веселантьевой В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении. Заявленные требования мотивированы тем, что жилые помещения в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, дом 30 находятся в собственности Российской Федерации и включены в специализированный жилищный фонд. Управление делами Президента Российской Федерации уполномочено на осуществление прав собственника в отношении указанного общежития Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 года N 1370 и Постановлением Правительства РФ N 290. На основании приказа Управления делами Президента Российской Федерации от 03 июля 2015 года N 285, ст. 296 Гражданского кодекса РФ жилые помещения в общежитии закреплены за истцом на праве оперативного управления. Помещения в общежитии предназначены для временного проживания гражданам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
01 августа 2015 года между Давыденко В.Д. и ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации" был заключен договор найма жилого помещения N Общ. 12-169-2, согласно условиям которого истец предоставил для временного проживания Давыденко В.Д. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение в общежитии, являющееся объектом федеральной собственности, общей площадью - 22, 6 кв.м, состоящее из одной комнаты жилой площадью 17, 3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 30, этаж 12, помещение 169, комната N2.
Согласно п. 5 вышеуказанный договор заключен на период трудовых отношений Давыденко В.Д. в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха".
20 апреля 2019 года трудовые отношения ответчика с ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" были прекращены, договор найма прекратил свое действие, в связи с чем ответчики подлежат выселению.
С просьбой об оказании содействия в отсрочке выселения из общежития Веселантьева В.В. обращалась к третьему лицу в 2019 году, к Президенту РФ в 2020 году, однако в удовлетворении просьбы было отказано.
Ответчики зарегистрированы в общежитии по указанному адресу, но в общежитии не проживают. Истец направил ответчикам уведомления об освобождении жилого помещения и снятии с регистрационного учета в добровольном порядке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Стафеева А.В. поддержала иск по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании ответчики против удовлетворения иска возражали.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого как незаконного просят ответчики Давыденко В.Д, Веселантьева В.В. по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Ответчик Веселантьева В.В, а также представитель ответчиков Веселантьевой В.В. и Давыденко В.Д. адвокат Рябинина Т.Н. в заседание судебной коллегии явились, решение суда первой инстанции просили отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Представитель истца ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации по доверенности Стафеева А.В. в заседание судебной коллегии явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Представители третьих лиц Управления делами Президента Российской Федерации, УВМ ГУ МВД России по г. Москве в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Веселантьевой В.В, а также представителя ответчиков Веселантьевой В.В. и Давыденко В.Д. адвоката Рябининой Т.Н, представителя истца по доверенности Стафеевой А.В, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб ответчиков, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменени решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 296 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 10, 92, 93, 94, 103 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 12, 56, 67, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст.10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из содержания ст. 305 Гражданского кодекса РФ следует, что права, предусмотренные ст. ст. 301-304 Гражданского кодекса РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно ч.1. и 2 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов.
В силу п. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В силу п. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилые помещения в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, дом 30 находятся в собственности Российской Федерации и включены в специализированный жилищный фонд.
Управление делами Президента Российской Федерации уполномочено на осуществление прав собственника в отношении указанного общежития Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 года N 1370 и постановлением Правительства РФ N 290.
На основании приказа Управления делами Президента Российской Федерации от 03 июля 2015 года N 285, ст. 296 Гражданского кодекса РФ жилые помещения в общежитии закреплены за истцом на праве оперативного управления.
Помещения в общежитии предназначены для временного проживания гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
01 августа 2015 года между Давыденко В.Д. и ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации" был заключен договор найма жилого помещения N Общ. 12-169-2, согласно условиям которого истец предоставил для временного проживания Давыденко В.Д. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение в общежитии, являющееся объектом федеральной собственности, общей площадью - 22, 6 кв.м, состоящее из одной комнаты жилой площадью 17, 3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 30, этаж 12, помещение 169, комната N2.
Согласно п. 5 вышеуказанный договор заключен на период трудовых отношений Давыденко В.Д. в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха".
30 апреля 2019 года трудовые отношения Давыденко В.Д. с ФГБУ "Клинический санаторий "Барвиха" были прекращены, в связи с чем договор найма прекратил свое действие.
Истец направил ответчикам уведомления об освобождении жилого помещения и снятии с регистрационного учета в добровольном порядке, однако данное требование было оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами права и пришел к обоснованному выводу о том, что договор найма жилого помещения в общежитии прекратил свое действие, ответчики каких-либо законных оснований для занятия жилого помещения в общежитии не имеют, их право пользования данным помещением подлежит прекращению, а ответчики- выселению из спорного помещения без предоставления иного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, основанным на законе и фактических обстоятельствах дела.
Проверив дело с учетом требований ч.1 ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
В апелляционных жалобах ответчики оспаривают решение и ссылаются на то, что указанное судебное постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Между тем судебная коллегия не находит оснований, установленных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда. При этом судом первой инстанции достоверно установлено, что проживание ответчиков в спорном жилом помещении носило временный характер, на период трудовых отношений Давыденко В.Д. в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", в настоящее время у Давыденко В.Д. отсутствуют трудовые и служебные отношения с ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", в связи с чем отсутствуют основания для сохранения за ответчиками права пользования и владения спорным жилым помещением.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на оценке представленных сторонами доказательствах по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Давыденко Виктора Дмитриевича, Веселантьевой Витаны Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.