Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Заргарян И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Крохмаль В.Г.
на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05 октября 2020 г, которым постановлено:
В удовлетворении иска Крохмаль В.Г. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав отказать, установила:
Крохмаль В.Г. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, в обоснование заявленных требований ссылался на то, что решением комиссии по пенсионным вопросам ему неправомерно было отказано в назначении страховой части пенсии по старости (истец является также получателем пенсии по линии МВД), что повлекло за собой нарушение его пенсионных прав. С учетом уточнения иска, просит решение ГУ-ГУ ПФР N 4 г. Москве и Московской области от 22 августа 2018 года
об отказе в назначении досрочной пенсии признать незаконным; признать период работы в должности машиниста печи обжига керамзита с 05 октября 1983 года по 20 мая 1992 года в Строительно- монтажном управлении "Тиксистрой" треста "Арктикстрой" ММФ СССР периодом работы с вредными условиями труда (Список N 1); признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 06 августа 2018 года; взыскать 82 400 руб. в счет возмещения судебных расходов.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представители ответчика полагали требования Крохмаль В.Г. незаконными и необоснованными.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец только в части: отказа в признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; отказа во включении в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периода, указанного в иске - с 05 октября 1983 года по 20 мая 1992 года, а также иных периодов, не являвшихся предметом рассмотрения в суде первой инстанции; отказа в обязании назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 06.08.2018 года.
В заседание судебной коллегии истец и представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР РФ N 4 по по г. Москве и Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
При разрешении данного спора судом первой инстанции установлено, что что 06 августа 2018 года Крохмаль В.Г, являющийся получателем пенсии по линии МВД, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.02.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ответчика по пенсионным вопросам от 22 августа 2018 года в назначении пенсии истцу по подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.02.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, при этом, в подсчет его специального стажа работы в районах Крайнего Севера включено 09 лет 05 месяцев и 15 дней, страховой стаж составил 24 года 01 месяц и 05 дней.
При обращении в суд, уточнив исковые требования, Крохмаль В.Г, в частности, просил п ризнать период работы в должности машиниста печи обжига керамзита с 05 октября 1983 года по 20 мая 1992 года в Строительно- монтажном управлении "Тиксистрой" треста "Арктикстрой" ММФ СССР периодом работы с вредными условиями труда (Список N 1), признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд, разрешая исковые требования в данной части, указал, что не подтверждена занятость истца в период с 05 октября 1983 года по 20 мая 1992 года в течении полного рабочего времени на работах с вредными условиями, учитывая и то, что из архивных справок и копии трудовой книжки истца усматривается, что в указанный период он работал транспортным рабочим, стропальщиком, а машинистом печи был переведен только 20 мая 1992 года -за пределами спорного периода, до этого только имел разряд машиниста печи, однако сведений именно о работе в данной должности не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
В данной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается и проверке, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, не подлежит.
Разрешая заявленные требования о признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.02.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в пенсионный орган 06 августа 2018 года, суд также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Истец, учитывая, что пенсионным органом в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера был включен спорный период с 05 октября 1983 года по 20 мая 1992 года в календарном исчислении (л.д. 154), ссылается на то, что этот период подлежал включению в льготном исчислении, что предусмотрено Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, что образует необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Судебная коллегия полагает данные доводы истца неправомерными ввиду следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, здесь и далее нормы Федерального закона приведены в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений - до 01.01.2019 г.).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 251 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривалось, что работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.
Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Из анализа приведенных положений норм права следует, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам, а также заключение трудовых договоров на условиях срочности.
Истцом срочные трудовые договоры о работе на Крайнем Севере в спорный период не заключались, на работу в этот регион он не прибывал по собственной инициативе, не переводился, не направлялся, не приглашался (всегда проживал на территории данного региона, ранее проходил службу по призыву там же), то есть в материалах дела отсутствуют доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости в соответствии с положениями статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающие право истца на предоставление льгот, установленных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, в связи с чем, в отсутствие таких документов у пенсионного органа не имелось законных оснований для зачета указанного периода работы истца в льготном исчислении.
Принимая во внимание, что в подсчет специального стажа работы в районах Крайнего Севера истцу включено 09 лет 05 месяцев 15 дней, а страховой стаж составил 24 года 01 месяц и 05 дней, отсутствуют необходимые условия для назначения истцу пенсии досрочно, в том числе и с понижением возраста, как отработавшему в районах Крайнего Севера 7 лет 6 месяцев, поскольку у истца отсутствует необходимый страховой стаж - 25 лет.
С учетом изложенного, суд правильно отказал и в удовлетворении требований о п ризнании за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 06 августа 2018 года и, как следствие, в возмещении судебных расходов.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости включения в подсчет стажа в льготном исчислении новых периодов работы истца - с 26.07.1978г. по 18.10.1978г, с 26.12.1980г. по 01.09.1981г, с 01.09.2001г. по 30.09.2001г, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции данные периоды не являлись, истцом такие требования не заявлялись, судом не рассматривались, при этом, суд, в соответствии со ст. 196 ГПК РФ вынес решение по заявленным уточненным истцом требованиям.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, эти доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к иной оценке представленных доказательств, при этом они не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Крохмаль В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.