Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Масленниковой Л.В., при помощнике судьи Воропаевой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Лукьянчикова О.В. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 августа 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N2-3239/2020), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лукьянчикова О.В. к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности, обязании отменить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, отказать.
установила:
Истец Лукьянчиков О.В. обратился в суд с иском к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным привлечения к дисциплинарной ответственности, обязании отменить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности от 17.03.2020 года N 28-к/н.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17.08.2009 года работает в должности старшего следователя второго отдела управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, 17.03.2020 года был незаконно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора. Однако, в нарушение действующего законодательства объяснения у него истребованы не были, служебная проверка не проведена, в приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности не конкретизировано, в чем именно выразилось ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей.
Истец Лукьянчиков О.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Широкова Е.В. в судебное заседание явился, возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Лукьянчиков О.В.
В заседание судебной коллегии истец не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дела в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Широкову Е.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены постановленного решения имеются.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации - федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Служба в Следственном комитете России является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета России являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета России (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом (части 1 - 3 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
Гражданин, впервые назначаемый на должность в Следственном комитете России, принимает Присягу сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, в которой, в частности, обязуется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления, и сознает, что нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации несовместимо с дальнейшим пребыванием в Следственном комитете России (абзацы первый, третий, девятый части 1 статьи 19 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета России своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета России, к нему применяются названные в части 1 статьи 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в специальном звании; 5) лишение медалей Следственного комитета; 6) лишение нагрудного знака "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации"; 7) предупреждение о неполном служебном соответствии; 8) увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию.
Частью 6 статьи 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрено, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни сотрудника Следственного комитета или пребывания его в отпуске.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - позднее двух лет со дня совершения проступка (часть 8 статьи 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
Согласно ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ в личное дело сотрудника, федерального государственного гражданского служащего Следственного комитета вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в Следственный комитет, ее прохождением, уровнем образования, получением дополнительного профессионального образования и увольнением со службы.
Порядок проведения в Следственном комитете служебных проверок в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и иных работников Следственного комитета, а также по их обращениям регламентирован Инструкцией о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. N 11.
Основаниями для проведения служебной проверки являются в том числе наличие данных, указывающих на нарушение работником Следственного комитета установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе службы (работы), на неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него служебных (трудовых) обязанностей (далее - дисциплинарный проступок), и данных, указывающих на нарушение сотрудником Следственного комитета Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (подпункты 1, 2 пункта 2 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете).
В соответствии с пунктом 17 названной инструкции при проведении служебной проверки должно быть полностью, объективно и всесторонне установлено следующее: факт совершения работником Следственного комитета дисциплинарного проступка, нарушения сотрудником Следственного комитета Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации или иное событие, послужившие основанием для проведения служебной проверки (далее - проступок или нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации); время, место и другие обстоятельства совершения проступка или нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации; наличие вины работника Следственного комитета или степень вины каждого лица в случае совершения проступка несколькими лицами; наличие вины сотрудника Следственного комитета или степень вины каждого лица в случае нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации; характер и размер вреда, причиненного в результате проступка или нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации; данные, характеризующие личность работника (работников) Следственного комитета; обстоятельства, способствовавшие совершению проступка или нарушению Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность работника Следственного комитета; обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность работника Следственного комитета за совершение проступка или дисциплинарную ответственность сотрудника Следственного комитета за нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (истечение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока привлечения к дисциплинарной ответственности, малозначительность проступка, наличие у работника Следственного комитета дисциплинарного взыскания за тот же проступок); обстоятельства, послужившие основанием для обращения работника Следственного комитета о проведении служебной
проверки с целью опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.
Согласно абзацам первому и второму пункта 23 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете служебная проверка должна быть завершена не позднее одного месяца со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки представляются руководителю, ее назначившему, в форме письменного заключения не позднее трех дней после даты завершения проверки. Указанное заключение утверждается данным руководителем не позднее пяти дней со дня представления ему заключения.
При наличии оснований для применения к работнику Следственного комитета дисциплинарного взыскания копия заключения служебной проверки и иные документы, необходимые для подготовки приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности (в том числе копии объяснений лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности), в 3-дневный срок с момента утверждения заключения по результатам служебной проверки направляются: в центральном аппарате Следственного комитета - в управление кадров; в следственных органах и учреждениях Следственного комитета - в кадровые подразделения соответствующих следственных органов или учреждений Следственного комитета (п. 37).
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что федеральная государственная служба в Следственном комитете, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в данном федеральном государственном органе. Деятельность Следственного комитета осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в Следственном комитете, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа от 17.03.2020 года N 28-к/н Лукьянчиков О.В. привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлен строгий выговор за ненадлежащее исполнение обязанностей, выразившихся в нарушениях уголовно-процессуального законодательства РФ, организационно-распорядительных документов Следственного комитета РФ при расследовании уголовных дел, неисполнении указаний руководства Главного Следственного комитета РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу (с дислокацией в г. Ессентуки Ставропольского края).
Основанием к привлечению к дисциплинарной ответственности в виде выговора послужили докладные записки Васильева О.А.
Служебная проверка по приказу Следственного комитета РФ от 17.03.2020 года N28-к/н не проводилась.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указала, что за период работы в должности старшего следователя второго отдела управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Северо-Кавказскому ФО с 28.06.2016 года истцом не окончено производством ни одного уголовного дела, порученный ему объем работы в составе следственных групп во исполнение обязательных указаний их руководителей надлежащим образом и в установленные сроки не выполнен, что в том числе, препятствовало производству предварительного следствия в разумный срок, установлению подлежащих доказыванию обстоятельств и виновных лиц, и, повлекло нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
При этом представитель ответчика также пояснила, что приказ от 17.03.2020 года N 28-к/н отменен Следственным комитетом РФ самостоятельно вследствие нарушения порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренного ст. 193 ТК РФ, а именно в связи с не получением письменных объяснений истца, о чем ему сообщено письмом от 14.08.2020 года N 218/1-6054-20/3964.
Так, 02.06.2020 года Следственным комитетом РФ издан приказ N 308-кца, которым приказ Следственного комитета РФ от 17.03.2020 г. N 28-к/н "О привлечении к дисциплинарной ответственности Е.А. Лобанова и О.В. Лукьянчикова" отменен.
Разрешая исковые требования Лукьянчикова О.В. о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора от 17.03.2020 года N 28-к/н, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ отменен ответчиком самостоятельно и не влечет для истца негативных последствий, а потому исковые требования об отмене указанного приказа удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда об отказе в удовлетворении требований Лукьянчикова О.В, поскольку основания отмены в приказе не указаны, документы не представлены, доказательства того, что отмененный приказ был издан законно и с соблюдением сроков и порядка не представлены.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности N 28-к/н от 17.03.2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 21 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным приказ N 28-к/н от 17 марта 2020 года о наложении на Лукьянчикова О.В. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.