Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Васильевой Е.В, Кочергиной Т.В, при помощнике Шарове А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе истца Пупанова Ю.Д. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пупанова Юрия Дмитриевича к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности - отказать, УСТАНОВИЛА:
Пупанов Ю.Д. обратился с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы, просил признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ДГИ г. Москвы принять Пупанова Ю.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением, как выехавшего добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01.12.2019 года, указывая на то, что ранее он обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как пострадавший от Чернобыльской катастрофы. Уведомлением 33-5-140152\19-(0)-1 от 23.01.2020 года ему было отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Истец считает указанное решение незаконным.
Истец и его представитель Ахмеди Т.Ю. в суд первой инстанции явились, требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Шевкина А.В. в суд первой инстанции явилась, требования не признала, просила отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо в суд первой инстанции не явился, извещен.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Пупанов Ю.Д. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии истец Пупанов Ю.Д. и его представитель по доверенности Ахмеди И.Ю. явились, апелляционную жалобу поддержали.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей города Москвы на жилищный учет определен Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы", Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы". Иной порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий действующим законодательством города Москвы не предусмотрен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пупанов Юрий Дмитриевич, проживающий по адресу: адрес, обратился с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Пупанов Ю.Д. зарегистрирован по месту жительства в составе семьи из трех человек (Пупанов Ю.Д, Кочерова М.С, Пупанов А.Д.) по адресу: адрес, где занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 38, 9 кв.м. Собственником квартиры является Кочерова М.С, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 20.01.2020 N99/2020/308063200.
Согласно копии договора безвозмездного пользования квартирой от 05.08.2019г. Кочерова М.С. передала в безвозмездное временное пользование Пупанову Ю.Д, Пупанову А.Д. принадлежащую ей по праву собственности квартиру, находящуюся по адресу: адрес для проживания сроком на 1 год.
Пупанов Ю.Д. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с запросом (заявлением) по вопросу предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением N33-5-140152\19-(0)-1 от 23.01.2020г. ему было отказано в предоставлении государственной услуги, указано, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет 12, 97 кв.м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Пупанов Ю.Д, Пупанов А.Д. зарегистрированы в г. Москве в 2018 году.
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями ст. ст. 49, 50, 51, 52 ЖК РФ, Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что Пупанов Ю.Д, 1990 г.р, паспортные данные, зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес с 15.08.2018 года, прибыл из адрес, сведения о проживании в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее l0 лет в материалах дела отсутствуют, наличие указанных оснований, не соответствует установленным п. 3 ст. 7, ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, уровень обеспеченности площадью жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи истца, превышает установленный в г. Москве размер учетной нормы.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции применил нормы материального права, не подлежащие применению при рассмотрении настоящего иска, а именно: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", который не распространяется на категорию граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, необоснованно при определении уровня обеспеченности площадью жилого помещения истца учел площадь собственника жилого помещения Кочетковой М.С, членом семьи которой Пупанов Ю.Д. не является, не могут являться основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку основаны на ошибочном толковании материального норм права.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно п. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В силу ч. ч. 3, 4 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
На основании ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Материалами дела подтверждено, что Пупанов Ю.Д, а также Кочерова М.С, Пупанов А.Д. проживают в отдельной квартире площадью жилого помещения 38, 9 кв.м, где на каждого приходится по 12, 97 кв.м. площади жилого помещения.
При этом истец на территории г. Москвы зарегистрирован по месту жительства с 15.08.2018 года, то есть проживает на законных основаниях менее 10 лет.
Указанные обстоятельства не отвечают предусмотренным Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях.
Само по себе то обстоятельство, что истец Пупанов Ю.Д. относится к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права Пупанова Ю.Д. на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения, в частности на территории субъекта, выбранного местом жительства.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, положениями Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
В соответствии с действующим законодательством ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации применяются при рассмотрении вопросов о принятии на муниципальный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, в том числе и тех, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, за исключением граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев.
Согласно представленным документам истец выехал добровольно из зоны проживания с правом на отселение, а не из зон отчуждения и отселения, к числу вынужденных переселенцев не относится, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Для той категории граждан, к которой относится истец, федеральным законодательством исключена лишь необходимость подтверждать статус малоимущих при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, таким образом, ограничения по минимальному сроку проживания на территории г.Москвы, предусмотренные Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", применяются в рассматриваемом случае.
Доводы апелляционной жалобы о том, что третьи лица Кочерова М.С. и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не были извещены о дате, времени и месте судебного заседания, назначенного на 29.04.2021 года, опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями журнала исходящей корреспонденции (л.д.134) и не могут являться основанием для отмены решения суда. Так согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N14578857951187, полученным с использованием официального веб-сервиса АО "Почта России", судебная повестка на судебное заседание 29.04.2021 года, получена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 23.04.2021 года (л.д.137). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N14578857951309, полученным с использованием официального веб-сервиса АО "Почта России", судебная повестка Кочеровой М.С. возвращена в адрес суда без вручения адресату в связи с истечением срока хранения.
Принимая во внимание п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", ст. 113 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 165.1 ГК РФ, - судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции принял все возможные меры к извещению третьих лиц Кочеровой М.С. и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о дате, времени и месте судебного разбирательства, о чем в материалах дела имеются доказательства, а потому, судом с соблюдением требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат юридически значимых по делу обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, на законность выводов суда первой инстанции не влияют, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу чего данные доводы основаниями для отмены правильного по существу судебного решения явиться не могут.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 29 апреля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пупанова Ю.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.