Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Кирпиковой Н.С, при секретаре Малаховой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционным жалобам ФСИН России и Бунтова В.М. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 октября 2020 года по административному делу N 2-738/2020 по административному исковому заявлению Бунтова В.М. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, УСТАНОВИЛА:
Бунтов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать в его пользу компенсацию в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование доводов указал, что при этапировании его в исправительное учреждение его заставляли самостоятельно взбираться на костылях в автомобиль, при этом у него были две большие сумки по 50 кг, далее везли по ухабистым дорогам в камере 1, 5 м2.
При этапировании в вагоне его также самостоятельно заставляли взбираться в вагон с сумками и размещали в камеру маленькой площади с другими осужденными и их сумками, отобрали костыли; при этом вагон не отапливался. Он был лишен сна, отдыха и горизонтального положения, туалет не предоставлялся.
Также указывает, что автомобили, в которых он этапировался не были приспособлены для перевозки инвалидов, имели деревянные лавки.
В СИЗО-1 г. Перьми его поместили в камеру около 6 м 2 с разбитыми стеклами, бетонным полом, отключенным отоплением, плохим освещением и с неогороженным туалетом без унитаза, под круглосуточным наблюдением женщинами.
В СИЗО -1 г. Екатеринбурга его изолировали в камере, не приспособленной для содержания инвалида, без унитаза под круглосуточным наблюдением, с тусклым освещение; медпомощь, помывка, прогулка и питание не предоставлялись.
В СИЗО -3 г. Челябинска его поместили в камеру, не приспособленную для содержания инвалида, без унитаза, отопления, под круглосуточным наблюдением женщинами, с тусклым освещение; медпомощь и помывка не предоставлялись, пища была несъедобной.
Считает, что такие условия содержания являются бесчеловечными, унижающими его достоинство.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.
С Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Бунтова В.М. взыскана компенсация в размере 30 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Бунтов В.М. просит решение суда отменить, поскольку полагает, что приведенным доводам не было дано надлежащей оценки.
Представитель ФСИН России также просит решение суда отменить, поскольку считает взысканную сумму компенсации завышенной. Также полагает, что пропущен срок обращения в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав административного истца, так как он при конвоировании вынужден был перемещаться из вагона в автомобиль по доске с сумками с костылями, так же самостоятельно взбираться в вагон, автомобиль и далее покидать их.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно медицинской справке Бунтову В.М. рекомендованы костыли, а перемещение с костылями и сумками одновременно является затруднительным.
С учетом обстоятельств дела, характер страданий, суд пришел к выводу о присуждении Бунтову В.М. компенсации в размере 30 000 рублей.
С выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей.
При рассмотрении такого административного искового заявления, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиям, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), отсутствие достаточной приватности санитарных помещений, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к качеству еды.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Исходя из установленных обстоятельств дела и правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного истца и пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений при этапировании административного истца в исправительное учреждение.
При этом суд первой инстанции установилследующее.
Как установлено в судебном заседании Бунтов В.М. был этапирован из ФКУ ОИК-2 по Пермскому краю в распоряжение ГУФСИН России по Свердловской области.
Этапирование осуществлялось в период с 15.09.2019 года по 25.09.2019 года караулами по конвоированию, назначенными от ФКУ УК ГУФСИН России по Пермскому краю.
15.09.2019 от ТПП при ФКУ ОИК-2 ОУХД (г. Соликамск) ГУФСИН России по Пермскому краю до станции Соликамск конвоировался встречным караулом в специальном автомобиле марки "КАМАЗ 5350", где истец размещался в камере N 4 один. Время в пути составило ориентировочно 10 минут по дорогам общего пользования с асфальтовым покрытием, протяженностью ориентировочно 6 км.
Далее Бунтов В.М. был передан под охрану плановому караулу по железнодорожному маршруту N 105 "Пермь - Соликамск". Жалоб, заявлений и претензий от Бунтова В.М. к личному составу караула в процессе конвоирования не поступало.
15.09.2019 от станции Соликамск до станции Пермь конвоировался плановым караулом по железнодорожному маршруту N 105 "Пермь - Соликамск" в специальном вагоне N 076/76307 2006 года изготовления, где размещался в большой камере N 1 один. Время в пути составило 21 час 48 минут.
Температурный режим в спецвагоне составляет от 19 ° С до 22 ° С. В туалет, согласно листа учета вывода в туалет, выводился 5 раз. Жалоб, заявлений и претензий от Бунтова В.М. к личному составу караула, при обмене, в процессе конвоирования не поступало.
16.09.2019 от станции Пермь-2 (КДП) до ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю конвоировался встречным караулом в специальном автомобиле марки "КАМАЗ 4308", где истец размещался в большой камере N 4 совместно с 5 осужденными.
Общее время в пути составило ориентировочно 20 минут по дорогам общего пользования с асфальтовым покрытием, протяженностью ориентировочно 5 км. Жалоб, заявлений и претензий от осужденного Бунтова В.М. к личному составу караула, при обмене, в процессе конвоирования не поступало.
Далее Бунтов В.М. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю в периоды: 16.09.2019 по 23.09.2019.
В соответствии с Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" при поступлении в СИЗО прошел первичный медицинский осмотр и санитарную обработку.
За период содержания жалоб на состояние здоровья не предъявлял, за оказанием медицинской помощи не обращался.
Оборудование камерных помещений соответствовало Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189.
Камерные помещения оборудованы напольными чашами, которые размещаются в кабинах с дверьми, открывающимися наружу.
Относительная влажность в камерах, нормы освещения на период содержания истца соответствуют нормативным значениям согласно ГОСТу 30494-96 и СНиП II-4-79, СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещения. Нормы проектирования".
Согласно техническому паспорту ФКУ СИЗО-1 площадь камеры N 248 составляет 11, 3 м 2.
Согласно ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
23.09.2019 от ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю до станции Пермь-2 (КДП) Бунтов В.М. конвоировался плановым караулом по железнодорожному маршруту N 104 "Пермь - Екатеринбург" в специальном автомобиле марки "КАМАЗ 4308", где истец размещался в камере N 3 совместно с 10 осужденными. Время в пути составило ориентировочно 20 мин по дорогам общего пользования с асфальтовым покрытием, протяженностью ориентировочно 5 км.
Далее Бунтов В.М. был помещен в камеру N 3 спецвагона N 76766, совместно с 7 осужденными, для дальнейшего конвоирования по маршруту следования. Время в пути составило 43 часа. Жалоб, заявлений и претензий от Бунтова В.М. к личному составу караула, при обмене, в процессе конвоирования не поступало.
25.09.2019 Бунтов В.М. на станции Екатеринбург был передан под охрану встречному караулу, назначенному от ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области, для дальнейшего следования к месту отбывания наказания. Жалоб, заявлений и претензий от осужденного Бунтова В.М. к личному составу караула, при обмене, в процессе конвоирования не поступало.
Специальные автомобили, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марок "КАМАЗ 4308" и "КАМАЗ 5350" оборудованы двумя большими камерами (длина - 364 см, ширина - 120 см, высота - 174 см) вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
Имеется возможность разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками (габариты свободного пространства для личных вещей с левой стороны составляют: длина - 361 см, высота - 41 см, ширина - 40 см, с правой стороны составляют: длина - 315 см, высота - 41 см, ширина - 40 см).
Освещение больших камер специальных автомобилей марок "КАМАЗ 4308", "КАМАЗ 5350" является достаточным.
Кузова специальных автомобилей многослойные (метал, утеплитель, метал), что защищает камеры в кунге от перегрева солнечными лучами в теплое время года и исключает переохлаждение камер в зимний период. Камеры дополнительно оборудованы системами принудительной вентиляции. Кроме того, при необходимости, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова и аварийно-вентиляционный люк в крыше кузова специального автомобиля.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Специальные автомобили, в которых перевозился Бунтов В.М, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях.
Отклоняя доводы Бунтова В.М. относительно тряски, суд первой инстанции исходил из того, что им не представлено достоверных и убедительных доказательств наличия травм и причинно-следственной связи при их получения при конвоировании.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Согласно пункту 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп, нормы размещения конвоируемых лиц до 09.02.2018 составляли: в больших камерах специальных вагонов по 12 человек, в малых камерах до 6 человек.
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался Бунтов В.М, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствовали требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок
на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12.
Общее освещение специальных вагонов состоит из 8 -10 светильников (с лампами накаливания или комбинированных). Светильники расположены в коридорах специальных вагонов напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов является достаточным.
В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.
Имеется возможность разместить свои личные вещи под нижним ярусом полок камер специальных вагонов.
Все системы специального вагона, освещение, вентиляция, водоснабжение, было в исправном состоянии, что следует из акта приема специального вагона перед рейсом.
Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры; для дополнительного притока воздуха во время движения поезда в пути следования истца, в коридоре специального вагона периодически открывались окна для проветривания, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах.
Специальные вагоны оборудованы системой водяного отопления с комбинированным подогревом, при понижении температуры в вагоне ниже +20 ° С, система автоматически включается и обеспечивает поддержание температуры воздуха в камерах вагона до +24 ° С.
Вывод конвоируемых лиц, в том числе истца, в туалет по прибытии в специальный вагон и в пути следования производился по требованию, без ограничений по времени, в порядке очередности по одному человеку.
Оборудование туалета специального вагона соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Выдача горячей воды в специальном вагоне осуществлялась не менее 3 раз в сутки согласно графику выдачи, утвержденному начальником ГУФСИН России по Пермскому краю, в целях соблюдения мер безопасности ее температура составляла около 60°С, питьевую воду, в том числе Бунтову В.М, выдавали по просьбе без ограничений.
Доводы административного истца о том, что в период следования у него отбирались костыли также обоснованно были отклонены судом первой инстанции, поскольку костыли относятся к запрещенным к хранению предметам в период непосредственного конвоирования и были предоставлены исключительно для передвижения при конвоировании.
Согласно п. 173 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 N 199дсп/369дсп, костыли изымаются караулом для временного хранения и при необходимости могут выдаваться их владельцам для кратковременного пользования в пути следования.
В период конвоирования 23.09.2019 Бунтов В.М. согласно листа учета вывода в туалет, выводился в туалет 6 раз.
Глубина ступени у спецвагона типа "СТ" составляет: конструктивная 30 сантиметров, выдвижная 24 сантиметра, высота от земли при отсутствии перрона составляет 40 сантиметров, при этом ширина ступеней составляет 68 сантиметров.
Глубина ступеней спецавтомобиля типа "АЗ" составляет 8 сантиметров, ширина ступеней 43 сантиметра, высота ступеней от земли 38 сантиметров, высота между ступенями составляет 28 сантиметров, ширина ступеней 43 сантиметра.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013
N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курение в спецтранспорте запрещено. В камерах спецтранспорта для осужденных размещены соответствующие знаки о запрете курения.
Согласно представленным документам камера N 29 поста N 7 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области имеет площадь 16, 8 м2, оборудована 4 спальными местами, столом, скамейкой по количеству спальных мест, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, розеткой для подключения бытовых приборов, бачком для питьевой воды, бачком для мусора, тазом для стирки, полкой для хранения продуктов, напольным унитазом - чаша "Генуя", перегородкой, отгораживающей санитарный узел от остальной части камеры, раковиной, вызывной сигнализацией, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, камера оборудована светильниками дневного света - 2 лампы по 95 Вт и ночного освещения - 1 лампа 40 Вт. Пол камерного помещения имеют деревянное покрытие. В камерном помещении осуществляется естественная вентиляция путем проветривания через окна камеры.
Размеры оконных проемов камер составляют не менее 1, 2 квадратных метров. На каждом оконном проеме установлена стационарная решетка. Диаметр стального прутка 20, 0 мм, поперечные полосы диаметром 60х12 мм, размер ячеек 100х200мм. В камерах все оконные проемы находятся в застекленном состоянии. В камере отсутствуют широкие металлические полосы, листы, иные предметы, препятствующие проникновению в камерные помещения дневного света.
В камере установлена раковина и кран холодной водопроводной воды.
Отопление в камерных помещениях осуществляется централизованно.
Техническая исправность тепловых сетей ежегодно подтверждается актом о технической готовности к работе в новом отопительном сезоне.
Водоснабжение в камерных помещениях также централизованное (холодная вода). Подача горячей воды в камерах не предусмотрена архитектурным проектом, однако горячая вода для стирки и гигиенических целей выдается ежедневно в установленное время, с учетом количества человек в камере, что соответствует требованиям п. 43 Правил внутреннего распорядка, утвержденного приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189.
Бунтову В.М. предоставлялась ежедневная прогулка продолжительность не менее полутора часов.
Камеры видеонаблюдения в камерных помещениях режимных корпусов учреждения устанавливаются, с целью недопущения "мертвых зон", при этом санитарный узел спецконтингента не попадает в обзор видеонаблюдения.
Бунтов В.М. в период с 25.09.2019 года по 27.09.2019 года за медицинской помощью не обращался, заявлений и жалоб не заявлял.
26.09.2019 от ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области Бунтов В.М. был этапирован в спецавтомобиле "КАМАЗ" в большой камере N 3 совместно с десятью осужденными аналогичного режима содержания, из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области до станции Екатеринбург - пассажирский, далее передан под охрану плановому караулу по железнодорожному маршруту N 116 "Челябинск-Екатеринбург".
Бунтов В.М. был принят в большую камеру спецвагона N 081 76661 модели ЦМВ 61-4495, совместно с 8 (восьмью) лицами аналогичного режима содержания (норма посадки в большую камеру составляет 10 человек).
26.09.2019 года в 23 часов 30 минут на ст. Екатеринбург плановым караулом по железнодорожному маршруту N 116 Челябинск-Екатеринбург, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области (далее - ФКУ УК) от встречного караула, назначенного от ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области. При приеме заявителя на ст. Екатеринбург жалоб и заявлений от него не поступало. Конвоирование от ст. Екатеринбург до ст. Челябинск осуществлялось в соответствии с маршрутным расписанием с 01-01 27.09.2019 до 07-02 27.09.2019.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, и выдача им постельных принадлежностей.
27.09.2019 при сдаче Бунтова В.М. на ст. Челябинск встречному караулу, назначенному от ФКУ УК жалоб и заявлений на условия конвоирования от него не поступало.
Конвоирование заявителя от ст. Челябинск в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области осуществлялось встречным караулом с 12.00 до 12.20 27.09.2019 (время в пути составило 20 минут) в большой камере спецавтомобиля марки КамАЗ-4308 совместно с 11 осужденными при норме посадки в большую камеру - 15 человек.
Все системы спецавтомобиля находились в исправном состоянии о чем имеется отметка в постовой ведомости караула.
В ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области истец содержался в период с 27.09.2019 по 03.10.2019 в камере N 186 площадью 14.8 м2, расположенной в главном режимном корпусе N 1, которая оборудована 3 спальными местами.
Камера оборудована столом и скамейкой, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом бачком для питьевой воды; радиодинамиком, урной для мусора, светильниками рабочего и дежурного освещения, тазом для гигиенических целей и стирки одежды, чашей Генуя и раковиной.
Сантехнические приборы, система водоотведения находятся в исправном состоянии. Теплоснабжение подается централизованно из городских тепловых сетей.
Температурный режим в камерных помещениях контролируется ежедневно врачом или фельдшером медицинской части при утреннем обходе камер.
Освещение в камерах соответствует требованиям СНиП 23-05-95 "Нормы проектирования СИЗО", утвержденными Приказом Минюста России N 161-2001. В камере установлены люминесцентные светильники рабочего и дежурного освещения, обеспечивающие достаточное освещение.
Оконные переплеты в камерах являются створными, оборудованы для вентиляции форточками и находятся в исправном состоянии.
Бунтов В.М. обеспечивался питанием по минимальной норме питания.
03.10.2019 при этапировании в ФКУ "Т" ГУФСИН России по Челябинской области (г. Верхнеуральск) осужденный Бунтов В.М. был обеспечен сухим пайком.
В ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области, в камерах и коридорах режимных корпусов, для осуществления постоянного надзора используются видеотехника, а именно установлены видеокамеры для наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных содержащихся в этих камерах и при передвижении по режимной территории, с целью недопущения нарушений Правил внутреннего распорядка, недопущения побегов, массовых беспорядков, противоправный действий со стороны спецконтингента.
За медицинской помощью осужденный Бунтов В.М. не обращался.
С жалобами в администрацию СИЗО-3 на качество питания, порчу личных вещей, угрозу насилия со стороны сотрудников учреждения истец не обращался.
03.10.2019 года Бунтов В.М. был принят плановым железнодорожным караулом по маршруту N114 Челябинск-Магнитогорск. Был обеспечен пайком на путь следования.
Конвоирование осуществлено с 20 часов 30 минут до 21 часа 00 минут (общее время в пути 30 минут) в спецавтомобиле марки КамАЗ-4308 в большой камере совместно с 1 осужденным. Все системы спецавтомобиля находились в исправном состоянии о чем имеется отметка в постовой ведомости караула.
В соответствии с подпунктом 1.21.1 Требований к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей, приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", требования Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций N 14 и 16 оборудование ремнями безопасности специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не предусмотрено.
Специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации.
По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Для удобства перехода из спецавтомобиля в спецвагон и обратно при их постановке вплотную (дверь в дверь) применяется переходной трап, расстояние между вагоном и автомобилем составляет менее 1 метра, высота над уровнем земли 1, 2 метра.
03.10.2019 в 21 час 00 минут на ст. Челябинск Бунтов В.М. был помещен под охрану в спецвагон N 080 76218 модели ЦМВ 61-4500, совместно с 3 осужденными аналогичного режима содержания. Конвоирование от ст. Челябинск до ст. Магнитогорск осуществлялось в соответствии с маршрутным расписанием с 22 часов 52 минут 03.10.2019 до 06 часов 31 минуты 04.10.2019 (время в пути составило 07 часов 39 минут).
04.10.2019 в 08 часов 00 минут на ст. Магнитогорск Бунтов В.М. сдан встречному караулу, назначенному от ФКУ ГУФСИН России по Челябинской области. Жалоб и заявлений на условия конвоирования от него не поступало.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в остальной части административный иск является необоснованным, поскольку отсутствовали нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, который правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и норм материального права, подлежащие применению.
Вопреки доводам апелляционных жалоб основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.