Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Карасевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-152/2020 по административному иску Кулеминой Т.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве о признании незаконными решений, возложении обязанности осуществить регистрационные действия
по апелляционной жалобе административного истца Кулеминой Т.Н, подписанной представителем по доверенности Кондратьевой В.М, на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Кулемина Т.Н, уточнив заявленные требования, обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г.Москве) о признании незаконными решения административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета от 27 ноября 2019 года, решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 27 февраля 2020 года; возложении обязанности учесть изменения земельного участка с кадастровым номером * в соответствии с границами по точкам координат, установленным в межевом плане.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером * площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: * на основании договора купли-продажи земельного участка от 31 августа 2019 года. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 10 сентября 2019 года границы земельного участка не установлены. 20 ноября 2019 года административный истец обратилась в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка. Уведомлением от 27 ноября 2019 года административный ответчик приостановил государственную регистрацию, поскольку в составе представленного Кулеминой Т.Н. межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ земельного участка. Не согласившись с указанным решением, Кулемина Т.Н. обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права. Решением от 25 декабря 2019 года N 1695/2019 жалоба Кулеминой Т.Н. отклонена. 27 февраля 2020 года Управлением Росреестра по г. Москве принято решение об отказе в учете изменений земельного участка административного истца. Административный истец не согласилась с решениями Управления Росреестра, полагала их незаконными, поскольку, по ее мнению, ей представлены в полном объеме документы, необходимые для учета изменений земельного участка.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Кулеминой Т.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Кулемина Т.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Кондратьевой В.М, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 6).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что Кулемина Т.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером *, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: *, на основании договора купли-продажи земельного участка от 31 августа 2019 года.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 10 сентября 2019 года граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
20 ноября 2019 года административный истец обратилась в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением описания местоположения его границ.
Уведомлением от 27 ноября 2019 года административный ответчик приостановил государственную регистрацию, поскольку в составе представленного Кулеминой Т.Н. межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ земельного участка.
Не согласившись с указанным решением административного ответчика, Кулемина Т.Н. обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права.
Решением от 25 декабря 2019 года N 1695/2019 жалоба Кулеминой Т.Н. отклонена.
3 декабря 2019 года Кулеминой Т.Н. были представлены в Управление Росреестра по г.Москве дополнительные документы, а именно межевой план от 2 декабря 2019 года.
27 февраля 2020 года Управлением Росреестра по г. Москве принято решение об отказе в учете изменений земельного участка административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные административным истцом межевые планы от 2 декабря 2019 года и 20 ноября 2019 года не соответствуют установленным требованиям, при этом кадастровый план территории от 9 августа 2017 года N77/исх/17-2075005 не приложен, равно не представлены документы, предусмотренные п. 22 и п. 25 Требований к подготовке межевого плана.
Также в акте согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером * отсутствуют подписи заинтересованных лиц в согласовании границ земельного участка.
Дополнительные документы, представленные административным истцом, не устранили замечания, изложенные в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, в связи с чем ответчиком вынесен отказ в учете изменений от 27 февраля 2020 года.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что межевой план административного истца не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к межевому плану, суд пришел к выводу о том, что Управлением Росреестра по Москве не нарушено каких-либо прав и законных интересов истца, при этом документы, включенные в состав межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения уточненных границ спорного земельного участка.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" п ри уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL -схем, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером * в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета, административный ответчик сослался на то, что в нарушение части 10 статьи 22 Закона и пункта 70 Требований в составе межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ земельного участка в соответствии с представленным межевым планом.
Вместе с тем, из приобщенного к материалам дела межевого плана земельного участка от 2 декабря 2019 года (л.д.80-113), представленного Кулеминой Т.Н. в целях устранения причин приостановления регистрационных действий, следует, что он содержит раздел "Исходные данные" с указанием перечня документов, использованных при подготовке плана, и их реквизитов, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, к межевому плану представлены ситуационный план земельного участка, схема расположения земельного участка на фотоснимке.
При этом из межевого плана следует, что граница земельного участка, смежного с земельным участком административного истца (по точкам н1-н2), установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.87), с иных сторон земельный участок граничит с землями неразграниченной государственной собственности.
Между тем, основания, по которым представленные документы, по мнению административного ответчика, не подтверждают местоположение границ земельного участка, в оспариваемом решении не приведены.
Данным обстоятельствам в нарушение требований статей 62, 178, 180, 226 КАС РФ суд правовой оценки в решении не дал; напротив, указав на то, что представленный Кулеминой Т.Н. межевой план не соответствует нормативным правовым актам, устанавливающим требования к его содержанию, суд счел подобное утверждение достаточным для отказа в удовлетворении заявленных ею требований, таким образом, в чем именно заключается такое несоответствие, в ходе судебного разбирательства не установили не проверил, фактически освободив административного ответчика от обязанности доказать правомерность принятого им решения.
При этом суд в решении указал также, что Кулеминой Т.Н. не представлены в Управление Росреестра по г.Москве кадастровый план территории от 9 августа 2017 года N 77/исх/17-2075005, а в акте согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером * отсутствуют подписи заинтересованных лиц.
Вместе с тем, отказывая в государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером *, административный ответчик на указанные обстоятельства не ссылался (л.д.72-73).
Согласно разъяснениям пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом изложенного, ссылаться на обстоятельства, которые не являлись основанием для принятия оспариваемого решения, суд был не вправе.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Кулеминой Т.Н. требований о признании незаконным решения Управления Росреестра по г.Москве от 27 февраля 2020 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
При этом оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по г.Москве от 27 ноября 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта судебная коллегия не находит, поскольку данное решение, учитывая принятое административным ответчиком решение об отказе в осуществлении учета, самостоятельного значения не имеет, а признание его незаконным не повлечет за собой восстановления нарушенных прав административного истца.
Определяя способ восстановления нарушенных прав Кулеминой Т.Н, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление Кулеминой Т.Н. о внесении в ЕГРН сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика и суд не вправе подменять его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года отменить, признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве по г.Москве от 27 февраля 2020 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве обязанность повторно рассмотреть заявление Кулеминой Т.Н. о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.