Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Конева С.И., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Герасимова А.Г. на определение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2020 года о прекращении производства по административному делу N 2а-1009/2020, У С Т А Н О В И Л А:
Герасимов А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВАШ N 8 УФССП России по Москве, в котором просил признать незаконными его действия, выразившиеся в применении мер принудительного исполнения, наложении ареста на денежные средства и их взыскании, а также его бездействие, выразившееся в непринятии мер по снятию ареста с денежных средств и в неуведомлении должника о применении мер принудительного исполнения.
Определением Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2020 года производство по данному административному делу прекращено.
В частной жалобе административный истец просит определение суда отменить, поскольку считает, что основания для прекращения производства по делу отсутствовали.
Исследовав материалы дела, доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отмене обжалуемого определения.
Прекращая производство по данному делу, суд первой инстанции руководствовался ч. 2 ст. 194 КАС РФ и исходил из того, что исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа, а излишне удержанные денежные средства возвращены должнику в полном объеме, что, по мнению суда, указывает на отсутствие нарушения прав административного истца.
В свою очередь вопрос о нарушении прав и законных интересов административного истца в силу положений п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ подлежит обязательному выяснению судом в рамках судебного разбирательства при рассмотрении административного дела.
То есть вопрос о наличии нарушения прав административного истца относится к существу заявленного спора.
В связи с чем отсутствие нарушения прав административного истца не может являться в данном случае основанием для прекращения производства по делу.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Обстоятельства, связанные с возможными неблагоприятными последствиями для административного истца, наступившими либо, напротив, не имевшими места вследствие оспариваемых действий (бездействия) судом фактически не устанавливались и не оценивались.
Кроме того, судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального права.
Так, ч. 2 ст. 194 КАС РФ определено, что суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Однако данная норма не может быть применена, поскольку административным истцом оспаривается законность действий и бездействия судебного пристава-исполнителя и отмена постановления, направленного на принудительное исполнение требований исполнительного документа не исключает необходимости проверки законность действий судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения, а также его бездействия, связанного с отменой таких мер.
Ведь именно с действиями и бездействием административного ответчика административный истец связывает нарушение своих прав и законных интересов.
При указанных обстоятельствах определение о прекращении производства по делу нельзя считать обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2020 года отменить.
Административное дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья С.И. Конева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.