Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Кирпиковой Н.С, при секретаре Малаховой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента образования и науки города Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 января 2021 года по административному делу N 2а-27/2021 по административному исковому заявлению Несрин Хадж Хасан Джамалледин Эман, действующей в интересах несовершеннолетних детей Мохамад Белал Алхадж Хасана, Хамза Алхадж Хасана, к Департаменту образования и науки города Москвы о признании бездействия незаконным, УСТАНОВИЛА:
Несрин Хадж Хасан Джамалледин Эман, действующая в интересах несовершеннолетних детей М.Б.А.Х, Х.А.Х, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки г. Москвы, в котором просила признать незаконным его бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление общего образования в государственной образовательной организации для ее детей; возложить на Департамент образования и науки г. Москвы обязанность организовать получение ее несовершеннолетними детьми общедоступного и бесплатного образования на территории районов Люблино или Марьино.
В обоснование доводов указала, что она обратилась в Департамент образования и науки г. Москвы с заявлением, в котором просила предоставить ей информацию о наличии мест во втором классе государственных образовательных организаций на территории районов Люблино или Марьино, а также просила разрешить вопрос о зачислении ее детей в общеобразовательную организацию в районе Люблино.
Кроме того, в заявлении указывалось о том, что в результате отсутствия регистрации по месту жительства и пребывания в г. Москве отсутствует возможность подать электронное заявление о приеме ее детей в образовательную организацию.
На указанное обращение был получен ответ, в котором указывалось, что зачисление в образовательные организации осуществляется на основании личного заявления родителей, зарегистрировавших электронное заявлении на официальном портале Мэра и Правительства Москвы. Также было указано на возможность получения информации о наличии свободных мест на сайте образовательных организаций. Вопрос о возможности зачисления ее детей в общеобразовательные организации не был разрешен.
Полагает о наличии нарушения права ее детей на получение общего образования, которое является обязательным.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 22 января 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление общего образования в государственной образовательной организации для детей административного истца.
На Департамент образования и науки г. Москвы возложена обязанность рассмотреть вопрос о получении несовершеннолетними общедоступного и бесплатного образования на территории районов Люблино или Марьино.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Несрин Хадж Хасан Джамалледин Эман является матерью несовершеннолетних М.Б.А.Х, 20.04.2007 года рождения, Х.А.Х, 09.06.2008 года рождения.
Они являются гражданами *** Республики, не имеют регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
24.04.2019 супруг административного истца обратился в Департамент образования г. Москвы с заявлениями о зачислении его детей во второй класс государственной общеобразовательной организации в районе Люблино или Марьино.
28.05.2019 Департаментом образования и науки г. Москвы был дан ответ, в котором указывалось, что зачисление в общеобразовательные организации г. Москвы осуществляются на основании личного заявления родителей, зарегистрировавших электронное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (mos.ru).
До настоящего времени несовершеннолетние дети административного истца не посещают государственные образовательные учреждения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом образования и науки г. Москвы допущено незаконное бездействие по непредоставлению мест детям административного истца в образовательных учреждениях общего образования.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (ст. 5 указанного закона).
В соответствии со ст. 9, ч. 5 ст. 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.06.2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти г. Москвы в области образования.
В силу подпунктов 2 и 3 ст. 14, п. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в г. Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования г. Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей г. Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей г. Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (п. 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям в личный кабинет на Портале. Родителям предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (п. 19). При отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (п. 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (п. 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
Материалами дела подтверждено, что у детей административного истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в образовательном учреждении общего образования.
В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в образовательном учреждении для получения бесплатного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) образовательное учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству детей в образовательное учреждение Департаментом предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания родителей, в том числе возможность получения образования, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права детей на бесплатное образование.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной ин-станции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования и науки города Москвы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.