Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ИФНС России N... по адрес на решение Савеловского районного суда адрес от 28 октября 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Инспекции ФНС N... по адрес к фио о взыскании транспортного налога, налога на имущество, пени отказать", УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N... по адрес обратилась в суд с административным иском к фио о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени, мотивируя требования тем, что административный ответчик не исполнил в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с чем налоговым органом была начислена сумма пени, несмотря на истечение срока для добровольной уплаты, задолженность не погашена.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат транспортные средства марки марка автомобиля Фронтера Спорт, регистрационный знак ТС и Нисан Навара, регистрационный знак ТС, а также имеется в собственности квартира по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:09:0005007:11784, машиноместо по адресу: адрес, машиноместо 22, с кадастровым номером 77:09:0005007:11666; а также гараж с кадастровым номером 77:09:0005007:11651 по адресу: адрес, 4, 3.
09 сентября 2018 года в адрес фио направлено налоговое уведомление N 52695707 об уплате транспортного налога и налога на имущество со сроком оплаты не позднее 03 декабря 2018 года.
01 декабря 2018 года фио выставлено налоговое уведомление N... 2918 об уплате налога на имущество за 2015 год за квартиру, расположенную по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:09:0005007:11784, гараж по адресу: адрес, машиноместо 22, с кадастровым номером 77:09:0005007:11651; срок уплаты налога определен не позднее 29 января 2019 года, период начисления налога 2015 год (л.д. 12).
22 сентября 2017 года фио выставлено налоговое уведомление N 75002654 об уплате транспортного налога за 2016 год за автомобили марок марка автомобиля Фронтера Спорт, регистрационный знак ТС и Нисан Навара, регистрационный знак ТС, в сумме сумма; а также об уплате налога на имущество физических за 2015 и 2016 года за гараж по адресу: адрес, машиноместо 22, с кадастровым номером 77:09:0005007:11666 (л.д. 13).
09 сентября 2018 года фио выставлено налоговое уведомление N 52695707 об уплате транспортного налога за автомобили в сумме сумма за период 2015 и 2017 года, а также налога на имущество за принадлежащие квартиру, машиноместо и гараж за период 2016 и 2017 годы в сумме сумма... (л.д. 17, 18). Срок оплаты определен не позднее 03 декабря 2018 года.
22 сентября 2017 года фио выставлено налоговое уведомление N 75002654 об уплате транспортного налога за автомобиля в сумме сумма за 2016 год, налог на имущество за 2015 и 2016 годы за принадлежащее машиноместо в размере сумма Срок уплаты не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 19, 20).
28 января 2019 года фио выставлено требование N 8179 об уплате транспортного налога в размере 30 170 и налога на имущество в размере сумма... Срок для уплаты налога определен до 18 марта 2019 года (л.д. 25).
28 февраля 2019 года фио выставлено требование N 32470 об уплате налога на имущество в размере сумма Срок для уплаты определен до 16 апреля 2019 года.
07 октября 2019 года мировым судьей судебного участка N 420 адрес по заявлению ИФНС России N 420 вынесен судебный приказ о взыскании с фио недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за период с 2015-2017 гг.
20 декабря 2019 года фио обратился к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа от 07 октября 2019 года.
23 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка N 420 адрес отменен судебный приказ от 07 октября 2019 года.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательным платежей, уважительных причин пропуска срока не приведено и оснований для его восстановления не имеется, а также административным истцом не представлены надлежащие доказательства задолженности административного ответчика по налогам за заявленный период.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Согласно статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
В силу п. 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 08 июня 2020 г, то есть в пределах установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд.
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что налоговым органом срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога пропущен, является неправильным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Следует отметить, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск, отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований по существу административного иска суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлены надлежащие доказательства задолженности по налогам за заявленный период.
Судебная коллегия не может соглашаться с указанными выводами в виду следующего.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Вопросы уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за спорные налоговые периоды регламентируются нормами глав 28 и 32 части второй Налогового кодекса РФ, Законами адрес от 09.07.2008 N 33 (с последующими изменениями) "О транспортном налоге" и от 19 ноября 20... года N 51 "О налоге на имущество физических лиц", положения которых предусматривают, что их плательщиками (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы, в частности, грузовые и легковые автомобили, с мощностью двигателя свыше 100 л.с, а также лица, обладающие правом собственности на квартиры, в том числе долевые сособственники; налоговым периодом признается календарный год (ст. ст. 357, 358, 360, 400, 401, 405 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьями 359, 402, 403 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу и налогу на имущество физических лицам определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении квартир - исходя из их кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей переходного периода (коэффициент к налоговому периоду и др.).
Налоговые ставки по указанным налогам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (статьи 361, 406 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 363, статьи 409 Налогового кодекса РФ налогоплательщики уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Физические лица уплачивают данные налоги не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на адрес. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется по общему правилу в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки; в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Статьей 408 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1); по общему правилу сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса; в случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона адрес от 19 ноября 20... года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" для квартир с кадастровой стоимостью менее сумма установлены ставки налога в размере 0, 1% от кадастровой стоимости объекта налогообложения, свыше сумма до сумма (включительно) - 0, 15 процента, свыше сумма до сумма (включительно) - 0, 2 процента.
Согласно статье 2 Закона адрес от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В отношении легковых автомобилей установлены следующие дифференцированные налоговые ставки с каждой лошадиной силы: до 100 л.с. включительно - сумма, свыше 125 л.с. до 150 л.с. - сумма, свыше 150 л.с. до 175 л.с. - сумма, свыше 250 л.с. - сумма
Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. установлена ставка сумма с каждой лошадиной силы.
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами организациями, должностными лицами) (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ).
Согласно расчету, представленному ИФНС России N... по адрес задолженность фио по налогу на имущество физических лиц, с учетом оплаченных последним сумм, составляет сумма за период с 2015-2017 года, задолженность по транспортному налогу составляет сумма, пени - сумма.
При этом в ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлены доказательства об уплате налога на имущество физических лиц в размере сумма за период с 2015-2017 года, транспортного налога в размере сумма.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогам, соблюдения налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогам, предшествующей обращению в суд и установив, что обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц административным ответчиком в настоящее время исполнена, приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания указанных сумм. Вместе с тем, начисленная в соответствии с требованиями закона задолженность по оплате пени в размере сумма административным ответчиком не оплачена, в связи с чем подлежит взысканию с последнего в пользу ИФНС России N... по адрес.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции, которое фактических обстоятельств дела и норм закона не учитывает, не может быть признано законным и обоснованным, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 28 октября 2020 отменить, вынести по делу новое решение, которым взыскать с фио в пользу ИФНС России N... по адрес пени, начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу в размере сумма.
Взыскать с фио в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ИФНС России N... по адрес отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.