Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Анохиной А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-882/2020 по административному иску Куликовой С.С. к ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Москве о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей
по апелляционной жалобе административного истца Куликовой С.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 августа 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Куликова С.С. обратилась в суд с административным иском к ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Москве о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания ее под стражей в период с 26 сентября 2017 года по 19 сентября 2018 года, присуждении компенсации в размере 650 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что условия содержания в СИЗО-6 являлись бесчеловечными, унижали человеческое достоинство, а именно: несоблюдение норм площади камер, нехватка спальных мест, круглосуточная работа света в камере, выдача администрацией непригодных в использовании спальных принадлежностей, отсутствие приватности в санузле, непредоставление санитарно-гигиенических приспособлений, отсутствие в камере вентиляции и вытяжки, отсутствие отопления, отсутствие питьевой воды, наличие насекомых и грызунов в камере, ненадлежащее состояние прогулочных дворов.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Куликовой С.С. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Куликова С.С. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по г. Москве по доверенности Куца А.С, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В соответствии со статьй 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 16 данного Федерального закона Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Статьей 17.1 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Куликова С.С. содержалась в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России в период с 26 сентября 2017 года по 19 сентября 2018 года, обвинялась в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 210, ч. 2 ст. 235 УК Республики Беларусь, взята под стражу 20 сентября 2017 года ОД ОПК ФСБ России в а/п Шереметьево, санкция выдана Химкинским районным судом Московской области.
Условия содержания подозреваемых, подсудимых, осужденных регулируется Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189.
Судом установлено, что Куликова С.С. в период нахождения в следственном изоляторе содержалась в следующих камерах: с 26 сентября 2017 года по 29 сентября 2017 года в камере карантинного отделения N 113 первого корпусного отделения. Общая площадь камеры 37, 1 кв.м, оборудована 8 спальными местами, в камере содержалось не более 4 человек. В камере 2 окна размером 140х120 см, приточно-вытяжная принудительная вентиляция, радиоточка и вешалка для верхней одежды. Кроме того, камера оборудована 1 столом и 2 лавками, одним шкафом для хранения продуктов, а также одним холодильником и одним телевизором. Имеется два умывальника, два унитаза, разделенными кирпичными стеной от спального помещения. Камера снабжена центральным отоплением, искусственным освещением, которое, состоит из дневного и ночного освещения. Дневное освещение осуществляется люминесцентными лампами, расположенными равномерно под потолком, закрыты плафонами, дают нормативное освещение 150 ЛК, соответствующее требованиям СанПиН - 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий". Дневное освещение выключается на время сна подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Ночное освещение осуществляется при помощи ламп мощностью 10 ЛК, что также соответствует вышеуказанным нормам.
29 сентября 2017 года Куликова С.С. была переведена в камеру N 204 второго корпусного отделения, общей площадью 163, 9 кв.м, камера оборудована 46 спальными местами, дополнительно установлены спальные места.
В камере 5 окон размером 140х120 см, приточно-вытяжная принудительная вентиляция, радиоточка и вешалка для верхней одежды. Камера оборудована 4 столами и 8 лавками, тремя шкафами для хранения продуктов, а также тремя холодильниками и одним телевизором. Имеется 2 умывальника, три унитаза, разделенными кирпичными перегородками высотой 120 см и шторками (для соблюдения приватности), ванной для мытья ног. В камере предусмотрено отдельное душевое помещение (1, 2 кв.м), которое позволяет пользоваться горячей и холодной водой в течение дня, разделенное от санитарного узла шторкой. В душевой имеется коврик, полка для туалетных принадлежностей, лейка.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства суду не представлено доказательств, подтверждающих нарушение условий содержания Куликовой С.С. в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Москве.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью таких выводов суда.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Несмотря на то, что судом первой инстанции признано доказанным, что условия содержания Куликовой С.С. (бытовые и санитарные нормы, нормы гигиены и прочее) в период ее содержания в СИЗО-6 были соблюдены, однако административными ответчиками не представлено доказательств, которые могли бы свидетельствовать о содержании в камере количества лиц в соответстствии с нормой площади на каждое лицо, содержащееся под стражей.
Так, в силу статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (часть 5).
Из дела видно, что в период с 29 сентября 2017 года по 19 сентября 2018 года Куликова С.С. содержалась в камере N204 второго корпусного отделения, площадь которой составляет 163, 9 кв.м.
При этом согласно представленным административным ответчиком книгам количественного учета проверки осужденных и лиц, содержащихся под стражей в СИЗО-6, в разные периоды времени в камере 204 содержалось от 42 до до 46 человек - 2 октября 2017 года (л.д.56), 10 октября 2017 года (л.д.57), 25 октября 2017 года (л.д.58), 11 ноября 2017 года (л.д.59), 16 ноября 2017 года (л.д.60), 1 декабря 2017 года (л.д.61), 11 декабря 2017 года (л.д.62), 29 декабря 2017 года (л.д.63), 9 января 2018 года (л.д.64), 20 января 2018 года (л.д.65), 6 февраля 2018 года (л.д.66), 15 февраля 2018 года (л.д.67), 27 февраля 2018 года (л.д.68), 25 июля 2018 года (л.д.72), 21 марта 2018 года (л.д.78), 11 апреля 2018 года (л.д.79), 23 апреля 2018 года (л.д.80), 3 мая 2018 года (л.д.81), 28 мая 2018 года (л.д.83), 5 июня 2018 года (л.д.84), 16 июня 2018 года (л.д.85), 24 июня 2018 года (л.д.86).
Таким образом, учитывая установленную норму санитарной площади в 4 квадратных метра на одного человека в камере, в названные выше периоды времени данная норма соблюдена не была, что является достаточным основанием для вывода о том, что в отношении Куликовой С.С. имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Куликовой С.С.
Определяя размер подлежащей взысканию в ее пользу компенсации, судебная коллегия полагает, что п редъявленная к взысканию административным истцом сумма 650 000 рублей является чрезмерно завышенной, в связи с чем, оценивая характер и продолжительность нарушения, полагает возможным взыскать в пользу Куликовой С.С. компенсацию в размере 50 000 рублей, как соответствующую степени допущенного нарушения, с учетом всех обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Куликовой С.С. 50 000 рублей в счет компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.