Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Анохиной А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1173/2020 по административному иску Ананяна Л.Р. к Министерству юстиции РФ, УМВД России по Псковской области о признании незаконным о нежелательности пребывания, отмене решения о реадмиссии
по апелляционной жалобе административного истца Ананяна Л.Р, подписанной его представителем по доверенности Коровиным Д.А, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Ананян Л.Р. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции России, УМВД России по Псковской области о признании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации незаконным, отмене решения о депортации, ссылаясь на то, что в России проживает с 2012 года, также в России проживают его родственники: сестры, сын, мать, являющиеся гражданами Российской Федерации. Административный истец полагал, что указанным распоряжением нарушены положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Семейного кодекса Российской Федерации, Конституции.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Ананяна Л.Р. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ананян Л.Р. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 27 того же Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Судом установлено, что Ананян Л.Р, * года рождения, является гражданином Республики А*.
Приговором Дмитровского городского суда Московской области от 23 июня 2016 года Ананян Л.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а"ч.4 ст. 158 УК РФ (3 эпизода), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года 6 месяцев.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N4009-рн от 1 июня 2018 года признано нежелательным пребывание Ананяна Л.Р, гражданина Республики А*, на территории Российской Федерации.
8 июля 2019 года УМВД России по Псковской области принято решение о начале процедуры реадмиссии в отношении Ананяна Л.Р.
Судом установлено, что в России проживают родственники административного истца: А.А.Р. (сестра), А.А.Р. (сестра), А.Л.Р. (сестра), А.А.Л, * года рождения (сын), М.В.С. (мать). Мать является пенсионером, имеет ряд заболеваний. Родственники имеют гражданство Российской Федерации.
В зарегистрированном браке Ананян Л.Р. не состоит.
Матерью Ананяна А.Л, * года рождения, является Д.А.Д, гражданка РФ.
Разрешая настоящий спор, суд не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку исходил из того, что преступление, за которое административный истец был осужден (тайное хищение чужого имущества, совершенное организованной группой), по своему характеру и степени общественной опасности представляет реальную угрозу общественному порядку, правам и интересам граждан Российской Федерации, в связи с чем принимая оспариваемое решение, в связи с чем Министерство юстиции Российской Федерации отдало приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
Само по себе наличие у административного истца на территории Российской Федерации семейных связей не влечет в безусловном порядке признание решения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяния заявителя, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N55-О.
С учетом изложенного, поскольку судом признано правомерным принятое в отношении Ананяна Л.Р. решение о нежелательности его пребывания в РФ, суд не установилоснований для удовлетворения требований Ананяна Л.Р. о признании незаконным решения УМВД России по Псковской области о его реадмиссии, так как оно соответствует положениям пункта 11 статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем, проверяя законность постановленного по данному делу решения, судебная коллегия, признавая правомерными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение о нежелательности пребывания Ананяна Л.Р. в РФ, а равно решение о его реадмиссии приняты компетентными государственными органами при наличии предусмотренных законом оснований, полагает необходимым указать следующее.
Разрешая настоящее дело, суд не учел, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 утверждены Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно названному выше Положению в редакции, действовавшей на момент принятия административным ответчиком оспариваемого распоряжения, решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Перечнем, в срок не более одного месяца со дня представления их территориальными органами (подразделениями) материалов, подтверждающих предусмотренные Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельства, являющиеся основанием для принятия такого решения. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (пункты 2, 3).
Пунктом 6 Перечня (в указанной редакции) Министерство юстиции Российской Федерации было отнесено к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Реализуя названные правомочия, Министерство юстиции Российской Федерации приказом от 20 августа 2007 года N 171 утвердило Инструкцию о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы. Из Инструкции следует, что такое распоряжение в обязательном порядке должно содержать указание на срок, в течение которого пребывание лица на территории Российской Федерации признается нежелательным, равный сроку погашения судимости.
Согласно материалам дела, срок погашения судимости Ананяна Л.Р. после освобождения 2 мая 2028 года (л.д.72-73).
Между тем, вопреки приведенным выше нормам в оспариваемом распоряжении не указан срок, на который пребывание (проживание) Ананяна Л.Р. на территории Российской Федерации признано нежелательным, а именно срок погашения судимости, фактически данным распоряжением пребывание (проживание) административного истца в России признано нежелательным бессрочно.
В то же время признание пребывания (проживания) административного истца в Российской Федерации нежелательным бессрочно, в том числе после погашения судимости, не соответствует положениям национального законодательства и свидетельствует о чрезмерном вмешательстве со стороны публичных властей Российской Федерации в его право на уважение семейной жизни.
С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение в части бессрочности примененной ограничительной меры не может быть признано отвечающим требованию соблюдения необходимого баланса публичного и частных интересов.
Таким образом, судебная коллегия, установив незаконность данного распоряжения исключительно в части неустановления срока, на который пребывание (проживание) Ананяна Л.Р. на территории Российской Федерации признано нежелательным, полагает необходимым признать оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации N4009-рн от 1 июня 2018 года незаконным в части неустановления срока данного ограничения.
При этом данное обстоятельство не влияет на вывод о правомерности принятого в отношении Ананяна Л.Р. решения о реадмиссии как основанного на положениях пункта 11 статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах в силу положений пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ постановленное судом решение не может быть признано законным, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований Ананяна Л.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Ананяна Л.Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Министерства юстиции РФ от 1 июня 2018 года N 4009-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации Ананяна Л.Р, гражданина Республики А*, в части неустановления срока данного ограничения, в удовлетворении остальной части требований - отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.