Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Куприянове А.О, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-475/2020 по административному иску Ярцуна С.В. к Министерству юстиции РФ, Управлению Федеральной налоговой службы России по г.Москве о признании недействительным распоряжения, признании незаконным и отмене решения о государственной регистрации изменений
по апелляционной жалобе административного истца Ярцуна С.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 9 июня 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Ярцун С.В. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Федеральной налоговой службы России по г.Москве о признании недействительным распоряжения N371-р от 2 апреля 2020 года, признании незаконным и отмене решения о государственной регистрации изменений, не связанных с изменением учредительных документов, - о руководителе Общероссийской общественной организации "Российский союз офицеров запаса" - председателе Коллегии - начальнике Главного штаба Тодуа Э.В, первом заместителе председателя Коллегии - начальника Главного штаба Журавлеве А.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что являлся председателем Коллегии - начальником Главного штаба Организации, по состоянию на 8 апреля 2020 года о заседании коллегии, на котором принято решение о лишении его полномочий, ничего не знал, при этом 28 марта 2020 года проведен внеочередной съезд общественной организации, решениями которого изменена организационная структура, внесены изменения в Устав, Тодуа Э.В. освобожден от занимаемой должности, о чем им 30 марта 2020 года было направлено сообщение в Минюст. Полагая решение о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ незаконным, ссылаясь на то, что распоряжение Минюста России издано на основании поддельных документов, административный истец обратился в суд с данным иском.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 9 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Ярцуна С.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ярцун С.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Минюста России по доверенности Харламовой А.М, представителя административного ответчика УФНС России по Москве по доверенности Снегиревой М.Д, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединениях, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Согласно части 3 статьи 21 того же Федерального закона решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
В силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 откября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) по отношению к организации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 2 статьи 29 вышеназванного Федерального закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минюста России от 7 мая 2013 года N 68 "Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций" установлено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Пунктом 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455, установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся в числе прочих сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что 16 марта 2020 года в Минюст России Общероссийской общественной организацией "Российский союз офицеров запаса" представлены документы для государственной регистрации изменений в сведения о ней, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени организации.
Минюстом России установлено, что решения о внесении изменений в сведения приняты на заседании Коллегии организации - постоянно действующего руководящего органа организации 14 марта 2020 года.
В соответствии с пунктом 3.48 Устава Организации в действующей тот момент редакции Коллегия организации из числа своих членов избирает Председателя Коллегии - начальника Главного штаба, его заместителей.
Пунктом 3.52 Устава Председатель Коллегии - начальник Главного штаба действует от имени организации без доверенности.
Согласно пункту 3.54 Устава Первый заместитель Председателя Коллегии - начальника Главного штаба действует от имени Организации без доверенности.
Члены Коллегии Организации избираются съездом Организации (пункт 3.45 устава) на 5 лет.
Состав Коллегии избран 17 декабря 2016 VI съездом Организации в количестве 18 человек: Ларьков А.Ф, Кузин П.В, Синицин В.П, Тодуа Э.В, Ярцун С.В, Борисов А.В, Егорин А.З, Мельников Н.Н, Сургутанов Ю.П, Кострыкин С.Х, Руденок В.К, Стуконог А.Г, Балясников Л.П, Богданов В.В, Григорьев П.И, Василенко И.М, Самоданов А.В, Демченко А.В.
VII съездом Организации 25 октября 2017 года в состава Коллегии избраны Журавлева А.В. и Захарова С.В.
Согласно выписке из протокола заседания Коллегии Организации от 14 марта 2020 года в заседании принимали участие 15 членов Коллегии из 20: Ларьков А.Ф, Кузин П.В, Тодуа Э.В, Борисов А.В, Мельников Н.Н, Сургутанов Ю.П, Кострыкин С.Х, Руденок В.К, Балясников Л.П, Богданов В.В, Григорьев П.И, Василенко И.М, Самоданов А.В, Демченко А.В, Журавлев А.В, что составляет 78, 9 % членов Коллегии Организации.
На заседании Коллегии Организации приняты решения о досрочном прекращении полномочий Председателя Коллегии - начальника Главного штаба Ярцуна С.В. и Первого заместителя Председателя Коллегии - начальника Главного штаба Тодуа Э.В, об избрании из состава Коллегии Организации Председателя Коллегии - начальника Главного штаба Тодуа Э.В. и Первого заместителя Председателя Коллегии - начальника Главного штаба Журавлева А.В.
Решения по всем вопросам приняты единогласно (15 голосов - "за").
Минюстом России по результатам правовой экспертизы установлено, что документы, представленные для государственной регистрации организации в связи с внесением изменений в сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ, соответствуют требованиям Федерального закона "Об общественных объединениях", содержание выписки из протокола заседания Коллегии Организации от 14 марта 2020 года отвечает оложениям пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку представленные Организацией документы соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, 2 апреля 2020 года Минюстом России принято решение о государственной регистрации организации в связи с внесением вышеуказанных изменений, на основании данного распоряжения налоговым органом внесены соотвествующие изменения в ЕГРЮЛ.
Ярцун С.В. направил в Минюст России обращения о проведении съезда Организации 28 марта 2020 года, обращения поступили в Минюст России 2 и 6 апреля 2020 года.
7 апреля 2020 года в Минюст России Ярцуном С.В. представлены документы о внесении изменений в учредительные документы и сведения об организации на основании решений, принятых внеочередным съездом 28 марта 2020 года, по результатам рассмотрения которых принято решение от 27 апреля 2020 года об отказе в государственной регистрации.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что оспаривамые решения приняты уполомоченными органами в пределах предоставленных им полномочий при наличии установленных законом оснований, поскольку для осуществления регистрационных действий представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям закона и уставным документам организации.
Судом учтено, что статьей 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации общественного объединения, которых в данном случае не имелось, вместе с тем Минюст России не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность общественного объединения и разрешать возникшие в организации споры о порядке управления ею.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что он направил в Минюст обращения о состоявшемся 28 марта 2020 года внеочередном съезде организации и принятых им решениях, в связи с чем решение Минюста России от 2 апреля 2020 года могло быть отменено им самим, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда о наличии у Минюста России оснований для принятия решения о государственной регистрации организации в связи с внесением сведений о ней, для которой были представлены необходимые документы. Последующие решения органов управления организацией об изменении ее структуры и внесении изменений в уставные документы на правомерность такого решения Минюста России влиять не могут.
Доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярцуна С.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.