Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Давтян М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-256/2021 по административному иску Вайпана Г.В. к ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, предоставить государственную услугу
по апелляционной жалобе административного истца Вайпана Г.В. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2021 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Вайпан Г.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы о признании действий незаконными.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 14 сентября 2020 года И.А.Г. выдала ему нотариально удостоверенную доверенность, в которой уполномочила его быть представителем в МФЦ по оказанию государственных и муниципальных услуг по вопросу регистрации по месту ее жительства по адресу: * ее несовершеннолетнего сына В.П.Г, * года рождения. 24 сентября 2020 года заявление принято, И.А.Г. поступило приглашение на прием в орган регистрационного учета. 28 сентября 2020 года административный истец, как представитель И.А.Г, явился в ОМВД для получения свидетельства о регистрации несовершеннолетнего В.П.Г. по месту жительства. Вместе с тем, в выдаче свидетельства ему было отказано со ссылкой на то, что регистрация несовершеннолетнего не может быть осуществлена по доверенности. Не согласившись с указанным отказом, административный истец просил суд признать незаконным и нарушающим его права отказ должностных лиц ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы, оформленный письмом от 28 сентября 2020 года, предоставить истцу, как представителю И.А.Г. по доверенности, государственную услугу по регистрации несовершеннолетнего В.П.Г. по месту жительства на основании заявления N928816074 и выдать свидетельство о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Вайпана Г.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Вайпан Г.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Вайпана Г.В, представителя административного ответчика ОМВД России по Пресненскому району по доверенности Курбанова И.У, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Ивлиевой А.Г. - матерью несовершеннолетнего В.П.Г. через ресурс "Госуслуги" подано заявление N928816074 о регистрации В.П.Г. по адресу: г. Москва, ул. М.Бронная, д.19А, кв.41.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Вайпан Г.В. указал на то, что 28 сентября 2020 года он, действуя по доверенности от имени И.А.Г, со свидетельством о рождении В.П.Г. явился в ОМВД Россиии по Пресненскому району для получения свидетельства о регистрации В.П.Г. по месту жительства.
Письмом от 28 сентября 2020 года N9/01р-6-2809/20-Рмж-142 Вайпану Г.В. сообщено о невозможности оказания государственной услуги со ссылкой на пункт 28 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N713.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации N5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 Административного регламента з аявителями для предоставления данной государственной услуги являются, в том числе один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста.
В силу пункта 90 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом.
Пунктом 101 Административного регламента определено, что заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета, поданные в форме электронного документа через Единый портал, поступают в орган регистрационного учета по месту регистрации (предполагаемой регистрации) гражданина. Заявлениям о регистрации, снятии с регистрационного учета, поданным в форме электронного документа, присваивается статус "Подано".
Согласно пункту 115 Административного регламента при направлении заявителем заявления о регистрации по месту жительства посредством Единого портала проверка документов и принятие решения о регистрации по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту жительства производится непосредственно при личном посещении заявителем органа регистрационного учета и представлении паспорта.
Из приведенных правовых норм следует, что принятие решения о предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, производится в личном присутствии заявителя, то есть в данном случае законного представителя такого несовершеннолетнего.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения, указав также на то, что таким решением права и законные интересы непосредственно самого Вайпана Г.В. не нарушены.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции о том, что в случае направления заявления о регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства посредством Единого портала проверка документов и принятие решения о регистрации производится непосредственно при личном посещении заявителем органа регистрационного учета.
Доводы апелляционной жалобы административного истца по настоящему делу основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вайпана Г.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.