Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Дубравиной Ж.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-199/2021 по административному иску Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) к ФСИН России о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе административного ответчика ФСИН России, подписанной представителем по доверенности Канчалабой А.С, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 февраля 2021 года о частичном удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) обратилась в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконным отказа в заключении соглашения о взаимодействии между ФСИН России и Союзом, возложении обязанности по заключению такого соглашения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является одним из крупнейших в России протестантских объединений. Священнослужители на регулярной основе осуществляют духовное окормление и душепопечение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В адрес директора ФСИН России направлено письмо о заключении соглашения о взаимодействии. Однако решением, изложенным в ответе от 18 января 2019 года, в заключении соглашения отказано, чем нарушены права Союза и осужденных граждан.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 октября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 3 июня 2020 года названные выше судебные постановления оставлены без изменения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2020 года принятые по настоящему делу судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 25 февраля 2021 года административные исковые требования Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным решение ФСИН России от 18.01.2019 г. Nисх-15-3011 по заявлению Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников);
обязать ФСИН России повторно рассмотреть заявление Центральной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) о заключении Соглашения о взаимодействии;
в остальной части административного иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Орехова И.В, представителей административного истца адвокатов Ряховского В.В, Чугунова С.В, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о сужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (часть 1).
К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями (часть 4).
В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 4.1).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что 18 декабря 2018 года Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) направила в ФСИН России письмо о заключении соглашения о взаимодействии на основании статьи 14 УИК РФ.
18 января 2019 года начальником Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России направлен ответ о том, что положительного решения по данному вопросу не принято (л.д.16).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о признании незаконным решения ФСИН России, изложенного в ответе от 18 января 2019 года.
При этом суд исходил из того, что согласно статье 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 4.1 статьи 14 УИК РФ в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, предусмотрено заключение федеральным органом уголовно-исполнительной системы соглашений о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.
Требования к содержанию таких соглашений определены приказом Минюста России от 21 марта 2016 года N 67.
Как установлено судом, административный истец придерживается вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников), является централизованной религиозной организацией, зарегистрированной в установленном порядке.
Согласно справке ФСИН России в исправительных учреждениях имеется 246 осужденных, причисляющих себя к христианам веры евангельской.
По сведениям административного истца, лиц, предерживающихся данного вероисповедания, отбывающих наказание в местах лишения свободы -1061.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд указал на то, что оспариваемое решение не содержит мотивов его принятия, что не позволяет оценить причины отказа с точки зрения обоснованности и достаточности, в то время как действующее законодательство не допускает возможности произвольного применения названных выше правовых норм.
При этом в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ ФСИН России не представлено доказательств, подтверждающих, что при даче ответа было учтено наличие осужденных, причисляющих себя к христианам веры евангельской, а также указывающих на обстоятельства, которыми руководствовался административный ответчик, принимая оспариваемое решение.
Учитывая, что суд не вправе подменять собой государственные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ФСИН России обязанности повторно рассмотреть заявление Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) о заключении соглашения о взаимодействии.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что оспариваемое решение ФСИН России не нарушает прав осужденных на свободу вероисповедания и не ограничивает их возможность удовлетворять религиозные потребности, не могут повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку не опровергают выводов суда о том, что действующее законодательство предусматривает возможность заключения федеральным органом уголовно-исполнительной системы соглашений о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями, отказ в заключении такого соглашения не может носить произвольный характер, в то время как оспариваемое решение не содержит мотивов его принятия, что не позволяет оценить причины отказа с точки зрения их соответствия закону.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.