Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником Овчинниковой Д.Е., с участием прокурора Макировой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2172/2021 по административному исковому заявлению Бутырина Сергея Васильевича об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197, У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Исходя из положений части 1 статьи 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
25 июня 2021 года административный истец Бутырин С.В. представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 документы для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения: заявление о согласии баллотироваться, копии документов, подтверждающих сведения биографического характера, сведения о размере и источниках доходов и имуществе кандидата, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, сведения о расходах кандидата, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход такого кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, уведомительное письмо о выдвижении в порядке самовыдвижения.
22 июля 2021 года решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, поскольку административным истцом представлено недостаточное количество подписей избирателей (14 против требуемых 14 791).
Административный истец не согласился с указанным решением, 30 июля 2021 года обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил об отмене решения, мотивируя тем, что установление барьера сбора подписей в количестве 3 процентов от общего числа избирателей, который является непреодолимым, нарушает права административного истца на участие в выборах, пункт 5 статьи 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не обязывает кандидата выполнять сбор подписей в установленном количестве. Кроме того, административный истец указывает, что сбор подписей был затруднен существующими мерами по борьбе с коронавирусной инфекцией.
В судебное заседание административный истец не явился, направил в адрес Московского городского суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменного отзыва, который на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству был доведен до сведения административного истца.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, оригиналы подписных листов, представленных в избирательную комиссию Бутыриным С.В, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, суд приходит к следующему.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Перечень документов для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, определен статьей 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В силу указанной нормы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются);
3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу политической партией, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, или в порядке самовыдвижения, либо уполномоченный представитель этой политической партии вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок.
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
4) копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
12 июля 2021 года административным истцом представлены документы для регистрации кандидата в депутаты.
Исходя из положений части 5 статьи 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 9/74-8 от 09 июня 2021 года определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 составляет 14 791 подписей.
Административным истцом представлено 14 подписей, что очевидно не соответствует установленным выше требованиям. В судебном заседании обозревались оригиналы подписных листов, представленные Бутыриным С.В. в избирательную комиссию, судом установлено, что административным истцом представлено три подписных листа, два из которых содержат по 5 подписей и один лист содержит 4 подписи.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрены частью 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Положениями пункта 7 части 7 статьи 51 названного Федерального закона установлено, что основанием для отказа в регистрации кандидата для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Поскольку административным истцом не было представлено достаточное количество подписей, необходимых для регистрации, решение об отказе в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197 является законным и обоснованным.
Ссылка административного истца на незаконно установленный барьер в три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, судом отклоняется, поскольку названное положение установлено требованиями федерального закона
Также не нашел в судебном заседание свое подтверждение довод административного истца о том, что сбор подписей в достаточном количестве был невозможен в связи с мероприятиями по противодействию распространения коронавирусной инфекции, объективных доказательств, препятствующих сбору подписей в необходимом количестве, не представлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Изучив конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, соответствует требованиям закона, не нарушает прав административного истца, в том числе, его право избирать и быть избранным в органы публичной власти, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Бутырина Сергея Васильевича об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по городу Москва - Кунцевскому одномандатному избирательному округу N 197.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.