Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бойко Ю.В., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 декабря 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 апреля 2020 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Бойко Ю.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе нарушение территориальной подведомственности рассмотрения дела; неверную квалификацию действий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ; недоказанность совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ иных, выявленных санитарно-эпидемиологических требований.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, представитель 60 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания по делу; о причинах своей неявки не сообщили; ходатайств об отложении судебного заседания в установленном ст. 24.4 КоАП РФ порядке не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к привлечению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности.
Пунктом 5.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2, 0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.
При эксплуатации жилых помещений требуется проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация) (п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10).
За нарушение санитарного законодательства устанавливается, в том числе, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 60 военной прокуратурой гарнизона с участием специалистов ГУ Государственной жилищной инспекции адрес и ГСЭН за объектами РВСН ФГКУ 988 ЦГСЭН Минобороны России проведена проверка в отношении жилого фонда. Расположенного по адресу: Московская оболасть, адрес, находящегося в управлении ФБГУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, по результатам которой установлено, что в местах общего пользования 1-3 этажей частично отсутствует освещение, в кухонном помещении на 1 этаже по всей площади в раковинах имеются наросты грибка; отсутствие уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств.
Указанные действия (бездействия) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в объем вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обвинения вменено нарушение санитарно-эпидемиологических требований, выразившихся в отслоении окрасочного слоя на стенах и лестницах, трещины штукатурки (местами осыпалась), частичное отслоение краски потолков; отсутствие или повреждение плафонов, лампы накаливания висят на проводах без арматуры крепления.
Данные нарушения связаны с невыполнением требований технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, следовательно, не относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям, к которым в силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, относятся обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 51 названного Закона полномочиями по утверждению санитарных правил наделен Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
При таких обстоятельствах установленные судьей районного суда в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" нарушения, выразившиеся в отслоении окрасочного слоя на стенах и лестницах, трещины штукатурки (местами осыпалась), частичном отслоении краски потолков; отсутствии или повреждении плафонов, лампы накаливания висят на проводах без арматуры крепления подлежат исключению из объема вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обвинения по настоящему делу.
Вместе с тем иные, выявленные в результате проверки нарушения, являются достаточными для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБУ "ЦЖКУ" подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки; актом комиссионного обследования; фотоматериалами; справкой; договором управления жилищным фондом с дополнениями и приложениями к нему копией лицензии; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе довод о допущенном судьей Басманного районного суда г. Москвы нарушении территориальной подведомственности при рассмотрении дела нельзя признать состоятельным.
В соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ вменено в вину неисполнение установленной правовыми актами (государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами) обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ характеризуется бездействием.
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, а не местом проведения проверки и выявления неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, в материалах дела имеется определение судьи Одинцовского городского суда адрес от 14 мая 2020 года о направлении жалобы защитника Бойко Ю.В, поданную по настоящему делу, на рассмотрение по подведомственности в Головинский районный суд г. Москвы, судьей которого жалоба передана на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, к подсудности которого относится адрес места нахождения ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Кроме того необходимо учитывать высказанную Конституционным судом РФ в определении от 09 июля 2020 г. N 1638-О позицию о том, что определение судьи о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности является обязательным для суда (судьи), которому оно передано и который обязан рассмотреть соответствующее дело и вынести постановление. Иной подход, по сути, блокировал бы возможность осуществления правосудия и несовместим с правом на судебную защиту, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации, в том числе с учетом права лица на разбирательство его дела судом в разумный срок. В дальнейшем же вопросы, связанные с подведомственностью, подлежат разрешению при проверке постановления по делу об административном правонарушении судьями вышестоящих судов с учетом установленных правил пересмотра.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание назначено ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 декабря 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ изменить, исключив из объема нарушений, установленных в качестве события вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ правонарушения указание на отслоение окрасочного слоя на стенах и лестницах, трещины штукатурки (местами осыпалась), частичное отслоении краски потолков; отсутствие или повреждение плафонов, лампы накаливания висят на проводах без арматуры крепления.
В остальной части решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 декабря 2020 года и постановление главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа ФГКУ "988 ЦГСЭН" Минобороны России от 19 апреля 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника Бойко Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.