Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Насибуллова А.Э. по доверенности Ивановой Е.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды от 21 октября 2020 года N ..., на решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.22 КоАП г.Москвы, в отношении заместителя директора по содержанию и благоустройству, главного садовника ГБУ г.Москвы "Жилищник района ... " Насибуллова А.Э., установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды от 21 октября 2020 года N... заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " Насибуллов А.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 4.18 КоАП г.Москвы, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, сторона защиты подала на него жалобу в Нагатинский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 16 марта 2021 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник Насибуллова А.Э. по доверенности Иванова Е.В. обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, на период времени закрытия порубочного билета работники ГБУ г.Москвы "Жилищник района... ", в том числе, заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник учреждения Насибуллов А.Э, во исполнения Указов Президента РФ от 25 марта 2020 года N206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", находились на удаленном режиме работы, в связи с чем отсутствовала возможность своевременной подачи данных о закрытии порубочного билета с помощью электронного ключа в АИС "Порубочный билет" отсутствовала; при назначении наказания не учтено отсутствие негативных последствий от действий Насибуллова А.Э, период просрочки закрытия порубочного билета является незначительным.
В судебное заседание Московского городского суда Насибуллов А.Э, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Ивановой Е.В, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе доводы, дополнительно обратившей внимание на назначение чрезмерно сурового, несоразмерного содеянному, административного наказания, с учетом закрытия порубочного билета 22 июня2020 года, возбуждения 6-ти дел об административных правонарушениях в отношении Насибуллова А.Э. по ст.4.22 КоАП г.Москвы по тем же обстоятельствам.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы по доверенности Конотопчик К.И. возражал против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя оспариваемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий Насибуллова А.Э. по ст.4.22 КоАП г.Москвы.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, имеются основания для изменения оспариваемых постановление должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в связи со следующим.
Административная ответственность по ст. 4.22 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение условий порубочного билета, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьями 2 и 3 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены; хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством г.Москвы и настоящим законом; порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим законом и иными правовыми актами г.Москвы, принятыми в соответствии с настоящим законом, вырубка деревьев и кустарников производится на специального разрешения, в том числе, порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющим степень защиты.
10 сентября 2002 года Правительством Москвы издано Постановление N743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", в силу п. 8.1.1 Приложения N1 которого, выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений.
В соответствии с п. 8.1.6, п. 8.1.10 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП, вырубка деревьев и кустарников при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений; срок действия порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 17Б) указывается в порубочном билете и составляет один год с даты оформления.
Согласно п. 8.1.11, п. 8.1.12 тех же Правил, порубочный билет и разрешение на пересадку зеленых насаждений подлежат закрытию до окончания срока их действия; закрытие порубочного билета и разрешения на пересадку зеленых насаждений осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
На основании п. 8.8, п. 8.9.6 вышеназванных Правил, закрытие порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений осуществляется в соответствии с утвержденным административным регламентом по предоставлению государственной услуги; закрытие порубочного билета производится при наличии документов, подтверждающих исполнение договора на утилизацию порубочных остатков, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2016 года N290-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, внесении изменений в правовые акты г.Москвы и признании утратившими силу правовых актов г.Москвы", в соответствии с п.2.4.2 Приложения N3 которого, в качестве заявителей на получение государственной услуги выступают для закрытия порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений получатели порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N296-ПП, функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы является департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 10.40 час. 02 июля 2020 года по адресу: г.Москва, Каширское шоссе, д.51, корп.4, должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы выявлено, что заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " Насибуллов А.Э, являющийся ответственным за получение и закрытие порубочного билета от 04 июня 2019 года N... на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений по адресу: г.Москва,.., работы в соответствии с которым выполнены, и срок действия которого истек 04 июня 2020 года, в нарушение требований ст.ст.3, 17 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N17 "О защите зеленых насаждений", пп. 8.1.10, 8.1.11 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП, до 00.01 час. 05 июня 2020 года не закрыл указанный порубочный билет, заявление о предоставлении государственной услуги "... " от ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " поступило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы лишь 22 июня 2020 года, регистрационный N.., чем допущено невыполнение условий порубочного билета и совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.4.22 КоАП г.Москвы.
Факт совершения заместителем директора по содержанию и благоустройству, главным садовником ГБУ г..Москвы "Жилищник района... " Насибулловым А.Э. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе, порубочным билетом от 04 июня 2019 года N... на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений по адресу: г..Москва,.., выданным ГБУ г..Москвы "Жилищник района... ", сроком действия один год; актом от 02 июля 2020 года обследования территории по адресу: г..Москва,.., которым зафиксировано, что работы в соответствии с указанным порубочным билетом выполнены, однако порубочный билет, сроком действия до 04 июня 2020 года, в установленный срок - до 00.01 час. 05 июня 2020 года не закрыт; карточкой регистрации заявление на закрытие порубочного билета, поступившего 22 июня 2020 года; приказом N... от 09 октября 2018 года о переводе Насибуллова А.Э. на должность заместителя директора по содержанию и благоустройству, главного садовника ГБУ г..Москвы "Жилищник района... "; должностной инструкцией заместителя директора по содержанию и благоустройству, главного садовника ГБУ г..Москвы "Жилищник района... ", утвержденной приказом от 01 октября 2017 года, с которой Насибуллов А.Э. ознакомлен под расписку, в соответствии с которой, заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник учреждения, в том числе, выполняет организационно-распорядительные функции, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, организует работу по содержанию зеленых насаждений, принимает участие в разработке нормативных и руководящих документов, осуществляет контроль за их выполнением, несет ответственность за нарушение требований санитарного, природоохранного законодательства РФ; листом ознакомления Насибуллова А.Э. с должностной инструкцией; протоколом об административном правонарушении от 05 октября 2020 года в отношении
заместителя директора по содержанию и благоустройству, главного садовника ГБУ г..Москвы "Жилищник района... " Насибуллова А.Э, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.22 КоАП г..Москвы, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется должностному лицу учреждения, при этом права привлекаемого к административной ответственности должностного лица соблюдены, протокол составлен в присутствии Насибуллова А.Э, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с ним он ознакомлен, копия протокола для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протоколы содержат, а также содержит подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе обследования земельного участка, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Исходя из анализа приведенных выше норм, неинформирование, ненадлежащее информирование в установленный срок отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы по соответствующему административному округу о начале производства работ по вырубке (пересадке), несвоевременное обращение за закрытием порубочного билета и (или) разрешения на пересадку является нарушением условий порубочного билета, за невыполнение которых предусмотрена административная ответственность по ст.4.22 КоАП РФ.
Установив, что заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " Насибуллов А.Э, в соответствии с должностной инструкцией обязанный, в том числе контролировать получение порубочных билетов и соблюдения сроков их закрытия, допустил невыполнение условий порубочного билета от 04 июня 2019 года N... на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений, сроком действия до 04 июня 2020 года, который закрыт был лишь 22 июня 2020 года, что является нарушением требований Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного должностного лица административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.22 КоАП г.Москвы.
Вопреки позиции автора жалобы, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, не может повлиять на квалификацию действий заявителя по ст. 4.22 КоАП г.Москвы и явиться основанием к освобождению от административной ответственности.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ и примечанию к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " Насибуллов А.Э. выполняет организационно-распорядительные функции, руководит производственно-хозяйственной деятельностью данного учреждения, он несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, однако в данном случае отсутствуют доказательства того, что им принимались меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения условий полученного порубочного билета, что свидетельствует о его вине.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год.
Постановление от 21 октября 2020 года N.., которым заместитель директора по содержанию и благоустройству, главный садовник ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " Насибуллов А.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 4.22 КоАП г.Москвы, и подвергнут административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды, в установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется должностному лицу учреждения, указан перечень добытых по делу доказательств, вынесено в присутствии привлекаемого к административной ответственности Исаева И.С, которому для сведения вручена копия данного постановления, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица общества в его совершении.
Приведенные стороной защиты доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения оспариваемого постановления судьи районного суда в части назначенного административного наказания.
На основании части 1 и части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция статьи 4.22 КоАП г.Москвы предусматривает административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, тот факт, что Насибуллов А.Э. к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекался, принимая во внимание последствия материального характера для должностного лица, назначенное административное наказание не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение его имущественных прав и интересов, имеются основания для снижения назначенного судом наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера, не менее половины минимального размера, в данном случае - до 15 000 рублей, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
При таких обстоятельствах, оспариваемые постановление от 21 октября 2020 года N.., решение судьи районного суда от 16 марта 2021 года подлежат изменению путем снижения назначенного должностному лицу учреждения административного наказания в виде административного штрафа до 15 000 рублей.
В остальной части данный судебный акт надлежит оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды от 21 октября 2020 года N.., решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.22 КоАП г.Москвы, в отношении заместителя директора по содержанию и благоустройству, главного садовника ГБУ г.Москвы "Жилищник района... " Насибуллова А.Э. изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 15 000 рублей, в остальной части данное постановление оставить без изменения, жалобу защитника Ивановой Е.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.