Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России фио на решение судьи Пресненского районного суда адрес от 16 марта 2021 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России фио N 22/04/14.32-42/2020 от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении Константинова Виктора Вениаминовича, УСТАНОВИЛ:
30 июня 2020 года статс-секретарем - заместителем руководителя ФАС России фио вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 22/04/14.32-42/2020, которым Константинов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма
Решением судьи Пресненского районного суда адрес от 16 марта 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица ФАС России отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением судьи районного суда, статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит решение судьи отменить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что обжалуемое решение судьи вынесено без всестороннего и полного исследования материалов дела, вывод суда о существенных нарушениях, допущенных в ходе производства под делу, несостоятелен.
В судебное заседание статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России фио не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
фио в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч.2 ст.14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сумма прописью или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не сумма прописью.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Как следует из материалов дела, в ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 01.08.2007 г. N 244 поступило дело N 04-6/1-7-2018, возбужденное Тверским УФАС России по признакам нарушения п.п. 1, 3, 4 ст.16 Закона о защите конкуренции в отношении Правительства адрес, Министерства здравоохранения адрес, ПАО "Электромеханика" (ИНН 6914001400), по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения адрес и ПАО "Электромеханика".
По результатам рассмотрения дела Комиссией ФАС России 05 июля 2019 года принято решение по делу, согласно которому Правительство адрес, Министерство здравоохранения адрес и ПАО "Электромеханика" признаны нарушившими п.п. 1, 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Так, решением ФАС России установлено следующее. Между Правительством адрес, Министерством здравоохранения адрес и ПАО "Электромеханика" было заключено и реализовано ограничивающее конкуренцию соглашение, которое привело к поддержанию цен, ограничению доступа на товарный рынок, устранению с него хозяйствующих субъектов, а также ограничению конкуренции при проведении Министерством здравоохранения адрес закупочных процедур на поставку и аренду быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАПы) в 2017-2018 гг.: N 0136200003617010050, 013620000361710070, 0136200003617010065, 0136200003617010049, 0136200003617010052, 0136200003617010053, 0136200003617010055, 0136200003617010056, 0136200003617010057, 0136200003617010058, 0136200003617010059, 0136200003617010060, 0136200003617010062, 0136200003617010067, 0136200003617010063, 0136200003617010051 (извещения о проведении электронных аукционов размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) 24.11.2017 г.); N 0136200003617011940, 0136200003617011965, 0136200003617011951, 0136200003617011947, 0136200003617011964, 0136200003617011936, 0136200003617011934, 0136200003617011962, 0136200003617011950, 0136200003617011956, 0136200003617011960, 0136200003617011958, 0136200003617011942, 0136200003617011945, 0136200003617011954, 0136200003617011937 (извещения о проведении электронных аукционов размещены в ЕИС 29.12.2017 г.); N 0136200003618003271 (извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 08.06.2018 г.); N 0136200003618003583 (извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 22.06.2018 г.).
Заключение и реализация соглашения подтверждается следующим. До проведения электронных аукционов на поставку ФАПов, 01.06.2017 г. и 26.06.2017 г. между губернатором адрес - председателем Правительства адрес фио, генеральным директором ПАО "Электромеханика" Константиновым В.В. были осуществлены встречи, по итогу которых губернатором адрес были даны соответствующие поручения, связанные с размещением, проектированием и установкой ФАПов в адрес. В частности, по результатом встречи, состоявшейся 26.06.2017 г. было подготовлено поручение губернатора адрес от 26.06.2017 г. N 209, в соответствии с которым заместителю председателя Правительства адрес - министру здравоохранения адрес фио, поручено: совместно с генеральным директором ПАО "Электромеханика" обеспечить доработку проектов ФАПов, в недельный срок разработать технологическую карту по установке новых ФАПов в муниципальных образованиях адрес, представить на утверждение 4 типа ФАПов. Сам факт того, что поставка ФАПов была начата до проведения электронных аукционов, подтверждается: документами и информацией, обнаруженной при проведении внеплановой выездной проверки ПАО "Электромеханика", проведенной в соответствии с приказом ФАС России от 22.04.2019 г. N 501/19; информацией и фотоматериалами, представленными региональным отделением адрес Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию"; сведениями, представленными районными администрациями Старицкого и адрес; договором поставки медтехники и медоборудования от 01.12.2017 г, заключенным между ПАО "Электромеханика" и ООО "Профсистема", в рамках которого ООО "Профсистема" в адрес ПАО "Электромеханика" поставляло необходимые для оснащения ФАПов медтехнику и медоборудование (электрокардиографы, дефибрилляторы-мониторы и пр.); письмом ПАО "Электромеханика" от 14.12.2017 г. N 19-5/1340, адресованным заместителю Министра здравоохранения адрес фио, в котором сообщается, что на 06.12.2017 г. все ФАПы отгружены и установлены на площадках в адрес.
Кроме того, сообщениями средств массовой информации адрес также подтверждались действия Правительства адрес, направленные на обсуждение и организацию закупок/поставок ФАПов в адрес в 2017 г. до проведения электронных аукционов, в том числе до определения победителя электронного аукциона третьего "этапа".
В свою очередь, в рамках реализации соглашения Министерством адрес была согласована закупочная документация, содержащая ограничивающие конкуренцию требования для участников электронных аукционов. Так, техническими заданиями предусматривалась поставка модульных ФАПов, мебели бытовой, мебели медицинской и медицинского оборудования, т.е. товаров технологически и функционально не связанных между собой.
В целях обеспечения победы ПАО "Электромеханика" в закупочных процедурах на поставку/аренду ФАПов на адрес адрес и Министерством здравоохранения адрес были совершены действия, направленные на перераспределение бюджетных ассигнований (финансирования) на мероприятия по приобретению/поставке/аренде с правом последующего выкупа ФАПов, поставляемых на адрес. В частности, в государственную программу адрес "Здравоохранение адрес" на 2015-2020 годы было внесение изменений от 30.01.2018 г. (на основании решения Бюджетной комиссии от 30.01.2018 г.), предусматривающие перераспределение финансирования с приобретения ФАПов на иные цели, что послужило основанием отмены 16 электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку ФАПов (закупочные процедуры второго этапа), ни в одной из которых ПАО "Электромеханика" не одержало победу (победители - ООО "Строительная компания "Ель" и ООО "АРТСТРОЙ - 21 век") и которые прошли в условиях конкурентной борьбы (снижение начальной (максимальной) цены контракта от 7, 50 % до 27, 15 %). В соответствии с поручением министра здравоохранения адрес, после отмены электронных аукционов второго этапа, между ПАО "Электромеханика" и ЦРБ адрес заключены 16 договоров аренды ФАПов, являвшихся предметом закупки в рамках электронных аукционов первого и второго этапов.
Так, по результатам осмотра в кабинете министра здравоохранения адрес фио, проводимого в рамках внеплановой выездной проверки Правительства адрес, были обнаружены документы и информация, свидетельствующие об организации закупочных процедур поставки и аренды ФАПов, а также создании преимущественных условий для участия ПАО "Электромеханика". В частности, при проведении осмотра обнаружен документ "Информация по приобретению в 2018 году ФАПов с мебелью и оборудованием для фельдшерско-акушерских пунктов", в котором указано, что из 22 ФАПов (закупочные процедуры третьего этапа) 16 ФАПов уже установлены, пролицензированы 01.03.2018 г, введены в эксплуатацию 02.03.2018 г, к работе приступили с 05.03.2018 г. По всем 16 ФАПам с 01.03.2018г. учреждениями заключены договоры аренды с собственником имущества (ПАО "Электромеханика") на срок до 01.06.2018 г. (3 месяца). Дополнительные 6 ФАПов будут установлены в мае 2018 года. 22 ФАПа будут приобретены за счет средств областного бюджета адрес путем проведения аукциона на аренду данных ФАПов с правом последующего выкупа (победителем данного аукциона стал единственный участник - ПАО "Электромеханика"). Расчетный период аренды с выкупом - с 01.06.2018г. по 15.12.2018 г.
Кроме того, как следовало из письма Министерства здравоохранения адрес от 22.03.2018 г. N 1804 в адрес министра финансов адрес начальная максимальная цена контракта закупочной процедуры на аренду ФАПов (закупочная процедура третьего этапа) была рассчитана с учетом амортизации, и других эксплуатационных расходов уже установленных и функционирующих ФАПов, поставщиком которых являлось ПАО "Электромеханика".
Таким образом, решением ФАС установлен факт нарушения ПАО "Электромеханика" п.п. 1, 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, т.е. в период с 24.11.2017 г. по 22.06.2018 г. по адресу: адрес, генеральный директор ПАО "Электромеханика" Константинов В.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст.14.32 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2020 г.
По результатам рассмотрения дела статс-секретарем - заместителем руководителя ФАС России фио 30 июня 2020 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 22/04/14.32-42/2020 о признании фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере сумма
Судья районного суда в ходе рассмотрения жалобы фио на постановление административного органа пришел к выводу об его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указав на, что Константиновым В.В. в ходе производства по делу в порядке ст. 24.4 КоАП РФ было заявлено ходатайство об объединении дел, однако указанное ходатайство должностным лицом рассмотрено не было, что повлекло нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
В настоящей жалобе статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России фио просит решение судьи отменить, указывая на то, что обжалуемое решение судьи вынесено без всестороннего и полного исследования материалов дела, вывод суда о существенных нарушениях, допущенных в ходе производства под делу, несостоятелен.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, срок привлечения к ответственности, установленный ч. 1, ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящей жалобы - истек.
Частью 6 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение комиссии ФАС России вынесено 05 июля 2019 года, сведений об его обжаловании в арбитражном суде материалы дела не содержат, следовательно, оно вступило в законную силу - 05 октября 2019 года.
Таким образом, срок привлечения фио к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ истек - 05 октября 2020 года.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о вине и административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно положениям ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий фио в силу закона отсутствует, предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены решения судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Пресненского районного суда адрес от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП адрес, в отношении Константинова Виктора Вениаминовича, оставить без изменения, жалобу статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.