Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Попова С.А., защитника И*** Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Попова С.А. на постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.5 КоАП РФ, в отношении Попова ***, УСТАНОВИЛ :
27 апреля 2021 года УУП ОМВД России по району Орехово-Борисово Южное города Москвы в отношении Попова С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2021 года Попов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Попов С.А. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ссылается на то, что 21 апреля 2021 года он не участвовал в публичном мероприятии, а гулял по Тверской улице города Москвы; публичное мероприятие, участие в котором ему вменяется, носило мирный характер; в материалах дела отсутствуют доказательства совершения им противоправных действий; дело неправомерно рассмотрено судьёй районного суда без допроса сотрудников полиции, а также без участия стороны, поддерживающей обвинение от имени государства; к нему (Попову С.А.) неправомерно была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, а также принудительная дактилоскопия; дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, не по месту совершения административного правонарушения; назначенное административное наказание является чрезмерно суровым; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании Попов С.А. и защитник И*** Д.К. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Попова С.А. и защитника И*** Д.К, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон г. Москвы от 04.04.2007 N 10) орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трёх рабочих дней со дня его получения.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 21 апреля 2021 года в центральной части города Москвы, в том числе в районе дома 13 по улице Тверская, с 19 часов 00 минут состоялось проведение несогласованного с органом исполнительной власти города Москвы массового публичного мероприятия в сочетании форм митинга и шествия с количеством участников около 5 000 человек, призывы к участию в котором были широко распространены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данном публичном мероприятии, в сети "Интернет" на общедоступном сайте ГУ МВД России по г. Москве, а также в средствах массовой информации предварительно были размещены официальные предупреждения о том, что публичное массовое мероприятие 21 апреля 2021 года в центральной части города Москвы не согласовано с органом исполнительной власти города Москвы и участие в нём незаконно.
Кроме того, непосредственно во время проведения указанного мероприятия сотрудниками полиции до сведения его участников доводилась информация о его несогласованности с органом власти города Москвы.
Одним из участников данного публичного мероприятия являлся Попов С.А, который на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал, нарушив тем самым требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
Приведённые обстоятельства явились основанием для привлечения Попова С.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Между тем с законностью постановления судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших свершению административных правонарушений.
На основании ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайства заявляются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Из изученных материалов следует, что в ходе рассмотрения дела Поповым С.А. и его защитником Б*** Ю.В. заявлялись ходатайства о ведении протокола судебного заседания (л.д. 41), о поддержания обвинения в процессе (л.д. 43), о допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции (л.д. 44), о признании в качестве недопустимых доказательств процессуальных документов (л.д. 45), о назначении экспертизы (л.д. 46), которые не были рассмотрены судьёй районного суда в установленном порядке: определения судьи районного суда об отказе в их удовлетворении в материалах дела отсутствуют, также не имеется данных и об удовлетворении указанных ходатайств.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Попова С.А. судьёй районного суда было допущено существенное нарушение требований КоАП РФ, не позволившее ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2021 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело, - возращению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Попова С.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5
ст. 20.2 КоАП г. Москвы, в отношении Попова *** отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Нагатинский районный суд города Москвы.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.