Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Мироновой Н.В.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" к Избирательной комиссии Оренбургской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Оренбургской области от 13 июля 2021 года N 15/111-7, возложении обязанности заверить областной список кандидатов по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 2 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя административного ответчика Избирательной комиссии Оренбургской области - Ивановой Н.С, заинтересованного лица Калиброва Н.М, заинтересованного лица Оганнисяна А.С, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 июня 2021 года N 2836 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области (далее - Избирательная комиссия) от 13 июля 2021 года N 15/111-7 "Об отказе в заверении областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва" (далее - Постановление N 15/111-7) отказано в заверении областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" (далее - Избирательное объединение, Региональное отделение Партии) при проведении вышеуказанных выборов.
Избирательное объединение обратилось в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать Постановление N 15/111-7 незаконным и обязать Избирательную комиссию заверить областной список кандидатов, выдвинутый Избирательным объединением.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Избирательная комиссия превысила свои полномочия, предвзято оценила проведенное собрание и порядок его ведения, решение о форме бюллетеня, итоговое решение собрания, полностью исказив решение партийного собрания, проведенного 6 июля 2021 года. В оспариваемом решении административный ответчик не указал, в чем выразилось нарушение процедуры выдвижения кандидатов в областной список, какие нормы закона нарушены, притом что ни федеральным, ни региональным законодательством требования к форме бюллетеня для голосования не предусмотрены. Полагает, что Избирательная комиссия нарушила положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), которые не допускает вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, а также, не принимая к сведению (игнорируя) решение общего собрания, превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), статьей 19 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ).
Решением Оренбургского областного суда от 2 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, Постановление N 15/111-7 признано незаконным, на Избирательную комиссию возложена обязанность в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу заверить областной список кандидатов, выдвинутый Избирательным объединением при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва.
В апелляционной жалобе Избирательной комиссией ставится вопрос об отмене указанного решения как принятого с нарушением норм процессуального права, при неправильном применении норм материального права и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 43-П, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что административным истцом пропущен установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) срок на обжалование Постановления N 15/111-7, что Избирательным объединением нарушен порядок выдвижения областного списка кандидатов, поскольку участники общего собрания за выдвижение областного списка кандидатов не голосовали, голосование проходило за каждого кандидата индивидуально, а не за областной список кандидатов, притом что Устав ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" (далее - Устав, Партия) не содержит процедуру как голосования по каждой кандидатуре при выдвижении списков кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и исключения кандидатов из согласованного с Президиумом Центрального Политического Совета Партии списка.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии - Иванова Н.С. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованные лица Калибров Н.М, Оганнисян А.С. (с использованием систем видео-конференц-связи) просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом N 67-ФЗ и Законом Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Положениями подпункта "е" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
В силу требований статьи 32 Закона Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ:
в едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один областной список кандидатов (часть 1);
выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, областных списков кандидатов политическими партиями, их региональными отделениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", с соблюдением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, предусмотренных для избирательных объединений при выдвижении кандидатов, списка кандидатов (часть 2);
выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, областного списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии, конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения в порядке, предусмотренном федеральным законом, уставом соответствующей политической партии (часть 3);
решение, указанное в части 3 настоящей статьи, оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии), в котором при выдвижении областного списка кандидатов указывается решение о выдвижении областного списка кандидатов по единому избирательному округу (с приложением данного списка кандидатов), а также итоги голосования по этому решению (пункт 3 части 4).
Статьей 25 Федерального закона N 95-ФЗ определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2). Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (пункт 4). Решения по вопросам, указанным в пунктах 1 - 3, 5 и 5.1 настоящей статьи, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 6).
Как установлено пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 34 Закона Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ.
Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 октября 2020 года N 43-П, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Избирательным объединением не было допущено нарушение избирательного законодательства при выдвижении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по единому избирательному округу, в связи с чем отказ Избирательной комиссии в заверении данного списка является незаконным.
При этом суд отклонил как необоснованные доводы Избирательной комиссии о пропуске административным истцом установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ срока на обжалование, указав, что административное исковое заявление было сдано им в последний день 10-дневного срока (23 июля 2021 года) в отделение связи.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Исчисление процессуальных сроков установлено статьей 92 КАС РФ, согласно которой процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ (часть 1). Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным, в том числе главой 24 КАС РФ (часть 2). Течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (часть 3).
Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, в том числе установленных статьей 240 КАС РФ.
Статьей 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В силу части 4 данной статьи КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. Сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7). Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Постановление N 15/111-7 было принято Избирательной комиссией 13 июля 2021 года и в тот же день вручено уполномоченному представителю избирательного объединения Калиброву Н.М. (л.д. 139 - 142 т. 1).
При этом согласно номеру РПО на почтовом конверте (л.д. 47 т. 1) административное исковое заявление было направлено Избирательным объединением в Оренбургский областной суд по почте 23 июля 2021 года в 20 часов 56 минут.
Указанное почтовое отправление было получено адресатом 26 июля 2021 года в 15 часов 36 минут (по отметке суда - 27 июля 2021 года), то есть, исходя из положений части 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ), по окончании предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ процессуального срока.
То обстоятельство, что административный истец направил административное исковое заявление в суд по почте 23 июля 2021 года - в последний день процессуального срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, правового значения для дела не имеет, поскольку, исходя из взаимосвязанных положений части 4 статьи 93, части 4 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам могло быть направлено по почте, но при этом должно было поступить в суд не позднее являющегося рабочим днем 23 июля 2021 года.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что административный истец пропустил установленный частью 4 статьи 240 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, который в силу части 7 статьи 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, что в силу положений части 5 статьи 180, части 10 статьи 240 КАС РФ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Кроме того, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы и о том, что судом при рассмотрении дела было допущено неправильное применение норм материального права и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 43-П.
Из материалов дела следует, что решением от 3 июля 2021 года Президиум Центрального Политического Совета Партии в соответствии с Уставом согласился с предложенным списком из 32 кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва по одномандатным округам и партийному списку, внесенных Политсоветом Регионального отделения Партии (л.д. 12, 13 т. 1).
6 июля 2021 года состоялось внеочередное общее собрание Регионального отделения Партии, на котором при рассмотрении вопроса N 3 "О выдвижении тайным голосованием областного партийного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва по единому областному избирательному округу от Избирательного объединения" были приняты следующие решения:
1. Утвердить форму Бюллетеня N 2, предложенную собранием в ходе обсуждения процедуры тайного голосования.
2. Утвердить список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва для включения этих кандидатов в партийный список с обозначением общерегиональной части и региональных групп NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 на выборы 19 сентября 2021 года от Избирательного объединения с включением предложенных кандидатур в Бюллетень N 2 для тайного голосования списком (региональная группа N 1: Щукин А.В, Моисеев М.Н.; региональная группа N 2: Слайманова Е.В, Кузнецов В.Н.; региональная группа N 3: Слайманов А.М, Сарычев Д.А.; региональная группа N 4: Краснов Д.А, Потапов Н.А.; региональная группа N 5: Емельянов А.А, Квернадзе Л.Ф.; региональная группа N 6: Бекмухамедов Р.М, Барсуков А.В.; региональная группа N 7: Герцог А.А, Гекман Б.А.; региональная группа N 8: Короткова М.А, Тонаканян Н.П.; региональная группа N 9: Володин В.А, Беседин А.А.; региональная группа N 10: Бурдули М.Б, Баженова И.Н.; региональная группа N 11: Чупрунов Н.А, Коновалов В.В.; региональная группа N 12: Аскольская Е.А, Аскольский А.А.; региональная группа N 13: Бухтояров А.В, Оганнисян А.С.; региональная группа N 14: Мижирицкая М.С, Плеханова Т.И.; региональная группа N 15: Сироткин С.В, Сироткина О.А, общерегиональная часть: Калибров Н.М, Саяров Р.Ф.).
3. На основании протокола N 2 счетной комиссии общего собрания о результатах тайного голосования (Бюллетень N 2) и в соответствии с Уставом:
а) считать выборы состоявшимися;
б) выдвинуть поименованных членов партии и беспартийных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва по единому избирательному округу от Избирательного объединения в составе партийного списка с обозначением общерегиональной части и региональных групп NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 (общерегиональная часть: Калибров Н.М, Саяров Р.Ф.; региональная группа N 1 (избирательный округ N 1): Щукин А.В, Моисеев М.Н.; региональная группа N 2 (избирательный округ N 3): Слайманова Е.В, Кузнецов В.Н.; региональная группа N 3 (избирательный округ N 4): Слайманов А.М, Сарычев Д.А.; региональная группа N 4 (избирательный округ N 5): Краснов Д.А, Потапов Н.А.; региональная группа N 5 (избирательный округ N 7): Емельянов А.А, Квернадзе Л.Ф.; региональная группа N 6 (избирательный округ N 8): Бекмухамедов Р.М, Барсуков А.В.; региональная группа N 7 (избирательный округ N 9): Герцог А.А, Гекман Б.А.; региональная группа N 8 (избирательный округ N 10): Короткова М.А, Тонаканян Н.П.; региональная группа N 9 (избирательный округ N 11): Володин В.А, Беседин А.А.; региональная группа N 10 (избирательный округ N 12): Бурдули М.Б, Баженова И.Н.; региональная группа N 11 (избирательный округ N 13): Чупрунов Н.А, Коновалов В.В.; региональная группа N 12 (избирательный округ N 14): Аскольская Е.А, Аскольский А.А.; региональная группа N 13 (избирательный округ N 15): Бухтояров А.В, Оганнисян А.С.; региональная группа N 14 (избирательный округ N 16): Мижирицкая М.С, Плеханова Т.И.; региональная группа N 15 (избирательный округ N 17): Сироткин С.В, Сироткина О.А.) (л.д. 14 - 34 т. 1).
Из протокола N 2 заседания счетной комиссии общего собрания Регионального отделения Партии от 6 июля 2021 года следует, что счетной комиссией был произведен подсчет голосов по итогам тайного голосования по избранию кандидатов на должность депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам и по областному партийному списку для выдвижения кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам и утверждению партийного списка кандидатов на должности депутатов по единому избирательному округу, включенных в Бюллетени N 1 и N 2 по выдвижению кандидатов в депутаты. Счетная комиссия постановила:
1. Утвердить результаты тайного голосования по Бюллетеням N 1 и N 2 о выдвижении кандидатов:
- по одномандатным округам;
- по единому областному избирательному округу с внесением в партийный список от Регионального отделения Партии.
2. Утвердить партийный список кандидатов на должности депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам и по единому областному избирательному округу и выдвинуть кандидатов на должности депутатов по одномандатным избирательным округам и кандидатов на должности депутатов в составе партийного списка для участия в выборах по единому областному избирательному округу от Регионального отделения Партии (л.д. 36 т. 1).
В материалы дела представлен Бюллетень N 2 "Список лиц, выдвигаемых Избирательным объединением, на выборах в Законодательное Собрание Оренбургской области седьмого созыва по партийному списку по единому областному избирательному округу", в котором указаны следующие лица: региональная группа N 1: Щукин А.В, Моисеев М.Н.; региональная группа N 3: Слайманова Е.В, Кузнецов В.Н.; региональная группа N 4: Слайманов А.М, Сарычев Д.А.; региональная группа N 5: Краснов Д.А, Потапов Н.А.; региональная группа N 7: Емельянов А.А, Квернадзе Л.Ф.; региональная группа N 8: Бекмухамедов Р.М, Барсуков А.В.; региональная группа N 9: Герцог А.А, Гекман Б.А.; региональная группа N 10: Короткова М.А, Тонаканян Н.П.; региональная группа N 11: Володин В.А, Беседин А.А.; региональная группа N 12: Бурдули М.Б, Баженова И.Н.; региональная группа N 13: Чупрунов Н.А, Коновалов В.В.; региональная группа N 14: Аскольская Е.А, Аскольский А.А.; региональная группа N 15: Бухтояров А.В, Оганнисян А.С.; региональная группа N 16: Мижирицкая М.С, Плеханова Т.И.; региональная группа N 17: Сироткин С.В, Сироткина О.А, общерегиональная часть: Калибров Н.М, Саяров Р.Ф.
По требованию Избирательной комиссии номера региональных групп были приведены в соответствие с номерами избирательных округов путем представления уточненного областного списка кандидатов.
Как следует из Бюллетеня N 2, голосование проводилось по каждому кандидату, включенному в бюллетень, - напротив каждой фамилии кандидата имелась и при голосовании заполнялась графа о результатах голосования ("за", "против", "возд.") (л.д. 38 т. 1).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, также не оспариваются.
Так, присутствовавшие в судебной заседании суда апелляционной инстанции заинтересованные лица Калибров Н.М, Оганнисян А.С. пояснили, что голосование на общем собрании 6 июля 2021 года проводилось индивидуально за каждого кандидата путем проставления соответствующего знака в графе "за" напротив каждой фамилии.
Из изложенного следует, что, несмотря принятие общим собранием решения об утверждении согласованного Президиумом Центрального Политического Совета Партии списка кандидатов для их включения в партийный список (с обозначением общерегиональной части и региональных групп) с включением предложенных кандидатур в Бюллетень N 2 для тайного голосования списком, фактически голосование осуществлялось не за выдвижение областного списка кандидатов в целом, а за каждого включаемого в него кандидата в отдельности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в от 23 октября 2020 года N 43-П взаимосвязанные положения подпунктов "а", "е" пункта 14.1 статьи 35, подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 6 части 1, пункта 4 части 2 статьи 27 и пункта 3 части 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они:
не исключают права избирательного объединения (политической партии) в соответствии с его уставом, иными внутренними актами принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, притом что в этом решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат;
не подразумевают требования к избирательному объединению (политической партии) при выдвижении им кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком представлять в организующую выборы избирательную комиссию отдельный список кандидатов, оформленный в качестве отдельного приложения к решению политической партии о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, если сведения обо всех выдвинутых в установленном порядке кандидатах с указанием избирательных округов, по которым они выдвинуты, содержатся в самом решении;
не предполагают квалификации соответствующих действий избирательного объединения (политической партии) в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению ими кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, являющегося основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата.
Исходя из приведенной в данном постановлении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, избирательное объединение (политическая партия) вправе принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, при совокупности двух условий: такая возможность допускается в соответствии с его уставом, иными внутренними актами; в решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
Вместе с тем, вопреки выводам суда первой инстанции такая совокупность условий применительно к обстоятельствам настоящего дела отсутствует.
Из Устава следует, что возможность принятия решения путем тайного голосования за каждого кандидата предусмотрена для процедуры выдвижения Съездом Партии федерального списка кандидатов в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации - включенными в федеральный список считаются кандидаты, получившие по итогам тайного голосования большее по отношению к другим кандидатам количество голосов, при условии, что за каждого из них проголосовало более половины от присутствующих на Съезде делегатов (подпункты 13. 14 пункта 6, пункты 7, 8 статьи 17 Устава).
При этом такая возможность у общего собрания Регионального отделения Партии при выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уставом, а равно иными внутренними актами Партии, Избирательного объединения не предусмотрена.
Следовательно, установив, что 6 июля 2021 года на внеочередном общем собрании Регионального отделения Партии голосование за выдвижение областного списка кандидатов не осуществлялось, Избирательная комиссия пришла к правомерному выводу о наличии предусмотренных пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 6 статьи 34 Закона Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ оснований для отказа в заверении выдвинутого Избирательным объединением списка кандидатов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 2 августа 2021 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявлению избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" к Избирательной комиссии Оренбургской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Оренбургской области от 13 июля 2021 года N 15/111-7, возложении обязанности заверить областной список кандидатов - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 августа 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.