Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Волкова В.И., действующего в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Ленинского районного отделения судебных приставов г. Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 30 декабря 2020 года N 556 и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2021 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Ленинского районного отделения судебных приставов г. Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 30 декабря 2020 года N 556, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2021 года, Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" (далее - ООО "Жилкомсервис-1", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Волков В.И, действующий на основании доверенности в интересах Общества, выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении должностного лица и судебных решениях выводы о том, что обществом своевременно не исполнено требование (запрос) от 18 декабря 2020 года N 21004/20/177675, в соответствии с которым на Общество, являющееся взыскателем по судебному приказу от 26 декабря 2018 года N2-1935-2018/6, выданному мировым судьей судебного участка N 6 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики, о взыскании с должника ФИО4 задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, в размере 199 294, 15 руб, возлагалась обязанность в срок до 10 часов 00 минут 24 декабря 2020 года предоставить судебному приставу - исполнителю Ленинского РОСП г.Чебоксары Ивановой Е.В. следующие сведения:
сведения о регистрации должника по указанному адресу (зарегистрирован, не зарегистрирован. Дата регистрации, дата снятия с регистрации. Сведения об иных местах проживания, командировках, нахождении на заработках);
сведения в отношении иных лиц, зарегистрированных по указанному адресу (Ф.И.О, дата рождения, степень родства, дата регистрации, иные данные в отношении зарегистрированных лиц);
сведения об оплате должником услуг ЖКХ (последняя дата оплаты, оплачиваемые услуги, наличие задолженности, способ оплаты услуг (наличными, перечисления, взаимозачет. Если взаимозачет наименование организации, перечисляемой денежные средства));
площадь жилого помещения, в котором проживает должник, из нее полезная и иная площадь;
сведения о проведенном должником ремонте жилого помещения (наименование проведенных работ (сантехника, электромонтаж, малярные работы, иное), их стоимость, способ оплаты);
сведения об иных помещениях, принадлежащих должнику на иных правах (аренда, безвозмездное пользование, иное) в жилом доме (часть подвала, гараж, пристрой, чердак, лестничная клетка, иное);
характеризующие данные должника.
Однако с выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из статьи 48 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются взыскатель и должник (далее также - стороны исполнительного производства); лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе; иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в частности, такое исполнительное действие как запрашивание у сторон исполнительного производства необходимой информации.
Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные указанным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 50 Закона об исполнительном производстве).
Обязательность требований судебного пристава-исполнителя установлена статьей 6 Закона об исполнительном производстве. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 этой статьи). Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3 указанной статьи).
Судебный приказ от 26 декабря 2018 года N2-1935-2018/6 о взыскании с должника ФИО4 задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, в размере 199 294, 15 руб, в пользу взыскателя ООО "Жилкомсервис-1" выдан мировым судьей судебного участка N 6 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики. Порядок его вынесения, предусмотренный статьей 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировым судьей соблюден, содержание судебного приказа соответствует требования статьи 127 названного Кодекса и с достаточной полнотой содержит все сведения, необходимые для его исполнения.
Судебным приставом-исполнителем данный судебный приказ был принят к исполнению с вынесением 18 апреля 2019 года постановления о возбуждении исполнительного производства, следовательно, предъявленный к исполнению судебный приказ содержал все обязательные реквизиты и сведения, указанные в статье 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и дополнительная информация для возбуждения исполнительного производства не требовалась.
В материалах дела не содержится сведений о том, что судебный пристав-исполнитель после 18 апреля 2019 года совершал какие-либо исполнительные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе и, в связи с вновь установленными обстоятельствами, уведомлял взыскателя ООО "Жилкомсервис-1" об изменении состояния находящегося в его ведении исполнительного производства.
Учитывая вышеизложенное, поскольку у судебного пристава-исполнителя имелась информация, достаточная для возбуждения исполнительного производства и исполнения судебного приказа, требования, содержащиеся в запросе судебного пристава-исполнителя, предъявленные к ООО "Жилкомсервис-1" о необходимости предоставления дополнительной информации должны быть мотивированы.
Кроме того, учитывая временной интервал, составляющий 6 дней с момента вынесения требования (18 декабря 2020 года) и до предоставления информации (24 декабря 2020 года) и объем затребованной информации, исполнимость данного требования вызывает сомнение.
Исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного органа, наделенного властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии ООО "Жилкомсервис-1" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку требование, которое не было исполнено ООО "Жилкомсервис-1", не является обоснованным и не отвечает принципам исполнимости, то его неисполнение не образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Ленинского районного отделения судебных приставов г. Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 30 декабря 2020 года N 556 и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2021 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника Волкова В.И, действующего в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1", удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Ленинского районного отделения судебных приставов г. Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 30 декабря 2020 года N 556 и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2021 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.