Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вагапова З.А, судей Родомакина И.А. и Свиридова Д.В, при секретаре Зелениной Д.Н, с участием:
защитника-адвоката Шишкиной Е.Н, прокурора Лупандина Н.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Наумовой Е.В. в интересах осужденного Ныркова А.А. на приговор Промышленного районного суда г. Самары от 26 февраля 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Вагапова З.А, изложившего содержание состоявшихся судебных решений, доводы кассационной жалобы, выслушав стороны судопроизводства, судебная коллегия
установила:
Приговором Промышленного районного суда г. Самары от 26 февраля 2019 года, Нырков А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, несудимый, осужден по ч. 1 ст. 210 УК РФ к 06 годам лишения свободы, с ограничением свободы на 01 год, в соответствии со ст. 53 УК РФ с установлением осужденному Ныркову А.А. ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 22 часов 00 минут до 07 часов 00 минут следующих суток, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту проживания осужденного Ныркова А.А, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, с возложением обязанности являться два раза в месяц для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, по п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 04 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 04 годам 06 месяцам лишения свободы, по п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (04 эпизода) к 05 годам лишения свободы за каждое преступление, по п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (04 эпизода) к 05 годам 03 месяцам лишения свободы за каждое преступление, по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (02 эпизода) к 06 годам 06 месяцам лишения свободы за каждое преступление, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний по совокупности преступлений окончательно назначено Ныркову А.А. наказание в виде 07 лет 06 месяцев лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 01 год, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии со ст. 53 УК РФ с установлением осужденному Ныркову А.А. ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 22 часов 00 минут до 07 часов 00 минут следующих суток, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту проживания осужденного Ныркова А.А, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, с возложением обязанности являться два раза в месяц для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
Срок наказания осужденному Ныркову А.А. исчислен с 26 февраля 2019 года, зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 11 февраля 2017 года по дату вступления приговора в законную силу в соответствии со ст. 72 УК РФ.
Приговором разрешен вопрос о вещественных доказательствах.
В апелляционном порядке указанный приговор не обжаловался.
Нырков А.А. признан виновными в совершении 12 особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и в совершении действий по руководству входящим в преступное сообщество (преступную организацию) структурным подразделением и координацию преступных действий в целях совместного совершения нескольких тяжких и особо тяжких преступлений.
Преступления совершены Нырковым А.А, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационной жалобе адвокат Наумова Е.В. в интересах осужденного Ныркова А.А. указывает, что приговором Куйбышевского районного суда от 17 августа 2020 года по ст. 210 УК РФ Гусева Т.С, Муканов Т.Г, Кононович В.А, Хабурзания К.Б. оправданы в связи с отсутствием в их действиях состава преступления и признаны виновными в совершении покушений на преступления. Действия осужденного Дьячкова В.Д. в составе организованной группы с Власовым А.А. и Нырковым А.А. так же подлежат переквалификации с оконченных преступлений на покушения на незаконные сбыты наркотических средств в составе организованной группы, так как факт передачи Дьячковым В.Д, Нырковым А.А. и Власовым А.А. информации о месте расположения тайника с наркотическим средством в Куйбышевском районе г. Самары закладчику Кочеткову С.Д. не свидетельствует об окончании сбыта, поскольку последний не являлся приобретателем наркотического средства, а должен был получить оговоренную зарплату за выполненную работу. Несмотря на то, что по делу не установлены обстоятельства, смягчающие наказание, суд мотивировал невозможность применения положений ст. 73 УК РФ именно их наличием, что влечет исключение указанного обстоятельства из приговора и снижение наказания как по каждому преступлению, так и по их совокупности.
Просит приговор Промышленного районного суда г. Самары от 26 февраля 2019 года изменить: оправдать Ныркова А.А. по ч. 1 ст. 210 УК РФ на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава указанного преступления; по четырем эпизодам преступлений по п.п. "а, г" ст. 4 ст. 228.1 УК РФ переквалифицировать на ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 эпизод Кочеткову, 8 эпизод г. Чапаевск, 11 и 12 эпизоды г. Отрадный; два из четырех преступлений по п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ переквалифицировать на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (3 эпизод Октябрьский район г. Самара, 6 эпизод по ул. "адрес", дом N г. Самара), снизить наказание по всем эпизодам преступлений, в том числе и по которым не требуется переквалификация, снизить назначенное наказание по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 69 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений по делу установлены.
Как следует из материалов дела, уголовное дело в отношении Ныркова было выделено в отдельное производство. Приговор в отношении последнего постановлен в особом порядке судебного разбирательства принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, то есть без исследования и оценки представленных доказательств в соответствии с главой 40.1 УПК РФ.
Правила подсудности, пределы судебного разбирательства, предусмотренные ст. 32 УПК РФ и ст. 252 УПК РФ, процедура судопроизводства соблюдены. Правовая оценка действиям осужденного дана в соответствии с предъявленным обвинением.
Обжалуемым приговором Нырков осужден за руководство входящим в преступное сообщество (преступную организацию) структурным подразделением, а также координацию преступных действий, в целях совместного совершения нескольких тяжких и особо тяжких преступлений.
После его вступления в законную силу Куйбышевским районным судом г. Самары в общем порядке рассмотрено уголовное дело в отношении Хабурзания К.Б, Гусевой Т.С, Муканова Т.Г.
17 августа 2020 года в отношении названных лиц был вынесен приговор, вступивший в законную силу 28 августа 2020 года, согласно которому Хабурзания К.Б, Гусева Т.С. и Муканов Т.Г. оправданы по ч. 2 (ч. 1) ст. 210 УК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Хабурзания К.Б, Гусевой Т.С, Муканова Т.Г. в общем порядке суд пришел к выводу о том, что преступная группа, в составе которой действовали подсудимые, хотя и являлась организованной, не достигала уровня преступного сообщества и оправдал указанных лиц по ст. 210 УК РФ.
Следовательно, Нырков А.А. несмотря на то, что он согласился с предъявленным ему обвинением, не может нести ответственности по ч. 1 ст. 210 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), а подлежит оправданию по данному преступлению за отсутствием в деянии состава преступления, что не влечет признание за ним право на реабилитацию в соответствии с положениями ст. 133 УПК РФ.
Кроме того, обжалуемым приговором Нырков А.А. осужден за
незаконный сбыт наркотического средства, массой 0, 18 г, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой;
незаконный сбыт наркотического средства, массой 3, 35 г, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере;
незаконного сбыта наркотических средств, массой 1, 47 г, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере;
незаконный сбыт наркотического средства, массой 7, 33 г, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере.
В ходе рассмотрения судебной коллегией по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 года кассационной жалобы защитника-адвоката Джумаевой О.Н. в интересах осужденного Дьячкова В.Д. на приговор Промышленного районного суда г. Самары от 13 февраля 2019 года, его действия по вышеуказанным совместным преступным действиям с Нырковым А.А. были переквалифицированы на покушения на незаконный сбыт наркотических средств, поскольку суд пришел к выводу о том, что они не были доведены до конца по независящим от их воли обстоятельствам.
Следовательно, Нырков А.А. несмотря на то, что он согласился с предъявленным ему обвинением, не может нести ответственность за совершение пяти указанных оконченных преступлений, поскольку в двух указанных судебных решениях, вступивших в законную силу, содержатся противоположные выводы относительно юридической оценки пяти совершенных организованной группой преступлений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 6-П от 16 мая 2007 года, судебное решение, если существенно значимые обстоятельства, являющиеся предметом рассмотрения по уголовному делу, отражены в нем неверно, не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено независимо от того, что послужило причиной неправосудности.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся проверки конституционности положений ст. 90 УПК РФ и изложенной в Постановлении N 30-П от 21 декабря 2011 года, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
При таких обстоятельствах постановленный в отношении Ныркова А.А. приговор надлежит привести в соответствие с приговором Куйбышевского районного суда г. Самары от 17 августа 2020 года и определением судебной коллегией по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 года в отношении иных участников организованной группы, а его действия подлежат переквалификации с п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 (три преступления), на ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и с п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (одно преступление) на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Кроме того, обжалуемым приговором Нырков А.А. осужден за
незаконный сбыт наркотического средства, массой 6, 78 г, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере, путем организации тайника-закладки;
незаконный сбыт наркотического средства, массой 0, 93 г, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в значительном размере, организованной группой, путем организации тайника-закладки.
Между тем, в материалах уголовного дела отсутствуют доказательства того, что осужденный или иные участники организованной группы подыскали и передали сведения о месте расположения тайников-закладок конкретному приобретателю наркотического средства, тем самым осуществили их передачу. Стороной обвинения таких доказательств не представлено и в приговоре не приведено. Наркотическое средство было изъято сотрудниками правоохранительных органов.
В первом случае наркотическое средство, массой 6, 78 г, было изъято 14 ноября 2016 года в ходе личного досмотра Кочеткова С.Д. и в ходе осмотров мест происшествий. Приговором Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 17 января 2017 года Кочетков С.Д. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
В втором случае наркотическое средство, массой 0, 93 г, было изъято 26 января 2017 года в ходе осмотра места происшествия.
Согласно ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом оно не доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.п. 13-13.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 (в ред. от 16 мая 2017 года) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", под незаконным сбытом наркотических средств понимается незаконная деятельность, направленная на их возмездную или безвозмездную реализацию приобретателю.
Незаконный сбыт считается оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. Передача реализуемых средств приобретателю может быть осуществлена любым способом, в том числе путем сообщения ему о месте их хранения, закладки наркотических средств в обусловленном с ним месте и т.п.
Если в целях незаконного сбыта лицо незаконно приобретает, хранит наркотические средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт наркотических средств.
В связи с чем действия Ныркова А.А. в отношении наркотических средств, массой 6, 78 г и 0, 93 г, подлежали переквалификации с п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ соответственно на ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, для чего не требуется исследования доказательств.
В связи с переквалификацией действий осужденного на менее тяжкий закон, что улучшает положение осужденного, назначенное ему наказание как за каждое преступление, по которому его действия переквалифицированы, так и в целом по совокупности преступлений подлежит смягчению с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Психическое состояние Ныркова А.А. проверено. Он обоснованно признан вменяемым, подлежащим уголовной ответственности.
При назначении наказания суд первой инстанции руководствовался требованиями ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, при этом учел все установленные данные о личности осужденного, характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, наличие смягчающих, приведенных в приговоре, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Иных смягчающих обстоятельств, подлежащих безусловному учету при назначении наказания, но неустановленных судом первой инстанции или неучтенных им в полной мере, не имеется.
Все заслуживающие внимания обстоятельства, известные на момент постановления приговора, были надлежащим образом учтены при решении вопроса о виде и размере наказания.
Выводы суда первой инстанции о назначении наказания без учета ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 73 УК РФ, но по правилам ч. 2 ст. 62, ч. 3 ст. 66 УК РФ основаны на положениях уголовного закона и достаточно полно мотивированы. С данным решением суд кассационной инстанции согласен. Доводы кассационной жалобы об обратном, удовлетворению не подлежат.
Нарушений положений ч. 3 ст. 69 УК РФ и п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ при назначении наказания по совокупности преступлений и вида исправительного учреждения не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Промышленного районного суда г. Самары от 26 февраля 2019 года в отношении Ныркова А.А. в части его осуждения по ч.1 ст.210 УК РФ отменить, дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деяниях состава преступления.
Этот же приговор в отношении Ныркова А.А. изменить:
переквалифицировать действия Ныркова А.А. в отношении наркотического средства, массой 6, 78 г, с п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 2 месяца;
наркотического средства, массой 0, 93 г, с п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 4 года;
наркотического средства, массой 0, 18 г, с п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 4 года;
наркотического средства, массой 3, 35 г, с п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 2 месяца;
наркотического средства массой 1, 47 г, с п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 2 месяца;
наркотического средства, массой 7, 33 г, с п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 2 месяца;
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения окончательно назначить Ныркову А.А. наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет;
исключить указания о назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы на срок 1 год с установлением соответствующих ограничений и возложением обязанности.
В остальной части приговор оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Наумовой Е.В. удовлетворить частично.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Председательствующий: З.А. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.