N 88а-16613/2021
23 июля 2021 года город Самара
Судья судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинов И.И, рассмотрев поданную 14 июня 2021 года кассационную жалобу Тимофеева Андрея Витальевича на определение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 26 марта 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 27 мая 2021 года по административному делу N 2а-1053/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары о взыскании с Тимофеева А.В. налоговой задолженности и штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 9 февраля 2021 года удовлетворено административное исковое заявление налоговой инспекции о взыскании с Тимофеева А.В. налоговой задолженности и штрафных санкций.
Не согласившись с указанным решением, административный ответчик обжаловал его.
Определением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года апелляционная жалоба Тимофеева А.В. оставлена без движения. Суд первой инстанции указал на необходимость устранить недостатки посредством предоставления документов, подтверждающий отплату государственной пошлины, право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от ее уплаты. Тимофееву А.В. был предоставлен срок для устранения вышеназванных недостатков до 19 марта 2021 года.
Определением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 26 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 27 мая 2021 года, апелляционная жалоба возвращена Тимофееву А.В.
В кассационной жалобе административный ответчик просит об отмене судебных актов, указывая на недостаточность времени, предоставленного ему для устранения недостатков апелляционной жалобы. По мнению Тимофеева А.В, судебные инстанции препятствовали реализации его права на судебную защиту и доступ к правосудию.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции. Например, при обжаловании в суд кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.
Учитывая приведенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации применительно к настоящему административному материалу, суд кассационной инстанции считает необходимым наряду с обжалуемыми судебными актами осуществить проверку законности постановленного по данному административному делу Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2021 года об оставлении апелляционной жалобы без движения, поскольку обжалуемые судебные акты непосредственно обусловлены указанным определением.
Согласно части 1 статьи 300 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 части 1, частями 2 - 7 статьи 299 данного Кодекса, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, а при подаче апелляционных жалобы, представления на судебные акты по делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 указанного Кодекса, незамедлительно выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для устранения недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или адреса лица, подавшего жалобу, представление.
Апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, апелляционное представление - прокурору, если в установленный срок не выполнены указания судьи, содержащиеся в определении об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения (пункт 2 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности от суда места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу, а также с учетом иных обстоятельств.
Кроме того, срок для исправления недостатков жалобы, представления может быть продлен судьей первой инстанции на основании статьи 94.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посредством вынесения соответствующего определения.
Из материалов административного дела следует, что определение районного суда об оставлении апелляционной жалобы без движения от 11 марта 2021 года направлено Тимофееву А.В. 12 марта 2021 года. Административному ответчику предложено в срок до 19 марта 2021 года устранить недостатки, выразившиеся в непредставлении доказательств уплаты государственной пошлины, ходатайства об отсрочке, рассрочке либо освобождении от ее уплаты.
При оставлении без изменения определения Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики о возвращении апелляционной жалобы от 26 марта 2021 года судом апелляционной инстанции в нарушение вышеприведенного правового регулирования не рассмотрен вопрос о разумности и достаточности предоставленного срока для устранения недостатков апелляционной жалобы с учетом времени на почтовую пересылку и ее доставку адресату.
В связи с установлением допущенных нарушений норм процессуального права, являющихся существенными, апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 27 мая 2021 года подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 27 мая 2021 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья И.И. Фахрутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.